"Газпром" впервые осуществил поставку СПГ по Северному морскому пути

Газ, правда, пока норвежский, танкер-газовоз - греческий, а экономическая целесообразность - под вопросом
пресс-служба "Газпрома"

Танкер-газовоз Ob River успешно завершил первую в мире перевозку сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути (СМП), сообщил в среду "Газпром". Рейс был выполнен безаварийно и в полном соответствии с графиком: танкер прибыл в регазификационный терминал в японском порту Тобата, выйдя 7 ноября из норвежского порта Хаммерфест, и доставил партию СПГ группы «Газпром» японским потребителям.

Как уточняет The Wall Street Journal, поставленный газ был произведен в Норвегии на СПГ-терминале Hammerfest Snohvit, принадлежащем Statoil, получатель - японская Kyushu Electric Power Co. Источник Reuters "Газпроме" знает, что "внучка" концерна приобрела 134 500 куб. м СПГ на условиях FOB. А танкер-газовоз не только управляется, как об этом сообщает "Газпром", но и принадлежит греческой компании Dynagas. Среди членов его интернационального экипажа были российские офицеры, отмечает газовая монополия. Ob River используется для экспорта газа с проекта «Сахалин-2», первого российского проекта по производству СПГ, основным акционером которого является «Газпром».

Северный морской путь, или Северо-Восточный проход, — это морской путь из Атлантического в Тихий океан вдоль северного побережья Сибири от Новой Земли до Берингова пролива. Современное ледокольное обеспечение позволяет обеспечить навигацию крупнотоннажных танкеров с ледовым классом три-четыре месяца в году, указывает "Газпром". Этот маршрут сокращает время в пути из Северной Европы в Северо-Восточную Азию почти на 40% в сравнении с маршрутами по южным морям и океанам через Суэцкий или Панамский каналы, отмечает компания.

Во время перехода с 9 по 18 ноября судно сопровождали три атомных ледокола ФГУП «Атомфлот» - «50 лет Победы», «Россия» и «Вайгач». Но на первом этапе перехода, в Баренцевом и Карском морях, льда практически не наблюдалось, а на втором этапе, от пролива Вилькицкого до Берингова пролива, судно шло в молодом льду толщиной до 30 см.

Танкер прошел с грузом после выполненного им ранее в октябре с. г. порожнего рейса из Японии в Европу. "Два рейса <...> за одну навигацию полностью подтвердили техническую и коммерческую пригодность Северного морского пути для международных перевозок СПГ", - отмечает "Газпром". Среди преимуществ СМП российская газовая монополия называет снижение сроков доставки, экономию топлива, снижение потерь от испарения СПГ, снижение выбросов углекислого газа в окружающую среду и отсутствие рисков нападения пиратов. В компании СМП считают "очень привлекательным и надежным решением" для межрегиональной торговли СПГ и рассчитывают на его полноценное использование для поставок российского СПГ как в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и на европейский рынок.

Год назад Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра, выступая на Международном арктическом форуме в Архангельске, говорил о планах превратить СМП "в один из ключевых торговых маршрутов <...> глобального значения". 30 июля президент Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения "Администрация Северного морского пути", которое займется ледокольной проводкой судов в акватории СМП.

Перспективы использования СМП в качестве альтернативной транспортной артерии между Европой и Азией улучшаются по мере глобального потепления, которое приводит к уменьшению площади льдов. По данным Всемирной метеорологической организации, которые приводит WSJ, в сентябре 2012 г. площадь льдов в Арктике уменьшилась до 3,41 млн кв. км - самого низкого значения с момента начала спутниковых наблюдений за ними. При этом в январе-октябре 2012 г. в Арктике была зафиксирована самая высокая температура с 1850 г. Это уже привело к серьезному росту количества рейсов по СМП. По данным норвежского сайта Barents Observer, в 2010 г. таких рейсов было осуществлено всего четыре, в 2011 г. - 34, в текущем году - 46.

Экономическая привлекательность доставки грузов по СМП, однако, пока под вопросом, указывает WSJ. С одной стороны, доставка грузов по СМП занимает примерно на три недели меньше, чем через Суэцкий канал, что позволяет экономить на стоимости фрахта танкеров. По данным WSJ, фрахт танкера-газовоза во II квартале стоил примерно $150 000 в сутки, в ноябре - около $105 000. Это позволяет сэкономить на одном рейсе примерно $3 млн. С другой стороны, танкеру может потребоваться ледокольная проводка, рыночную цену которой сложно оценить. Например, созданная Путиным "Администрация Северного морского пути" планирует оказывать такие услуги по расценкам, которые будет устанавливать правительство в соответствии с законодательством о естественных монополиях.