Авиакомпания "Кубань" Дерипаски неожиданно прекращает полеты

Перевозчик оказался неспособен выполнить программу осенне-зимней навигации из-за долгов
М. Стулов/ Ведомости

Компания "Авиационные линии Кубани" ("Кубань", входит в "Базэл" Олега Дерипаски) объявила об остановке операционной деятельности и прекращении полетов с 11 декабря 2012 г.

Основной причиной остановки деятельности является тяжелая финансовая ситуация в компании и невозможность соблюдения ею ряда положений новых Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки" (ФАП-11), вступивших в силу в конце ноября 2012 г. Согласно новым требованиям, "в парке авиаперевозчика, осуществляющего регулярные воздушные перевозки, должны быть не менее восьми воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел".

Дело в том, что до настоящего времени "Кубань" эксплуатировала шесть воздушных судов зарубежного производства. При этом три из них (Airbus A-319) авиакомпания вынуждена досрочно вернуть лизингодателям из-за невозможности своевременных выплат по контракту и имеющейся задолженности по платежам. А чуть раньше из эксплуатации были также выведены устаревшие авиалайнеры Як-42 советского производства в связи с окончанием назначенного ресурса и низкой экономической эффективностью.

В итоге перевозчик не способен выполнить программу осенне-зимней навигации. "После остановки операционной деятельности и прекращения полетов "Кубань" будет активно работать с администрацией Краснодарского края, чтобы минимизировать проблемы, связанные с вынужденной отменой рейсов авиакомпании", - говорится в релизе.

Представитель Росавиации не смог пока ответить, как будут с завтрашнего дня решаться вопросы с авиапассажирами. "Авиакомпания только что поставила нас в известность о приостановлении операционной деятельности", - сообщил представитель ведомства, он заверил, что в ближайшее время "вопрос будет решаться".

Авиакомпания до последнего времени вела переговоры о приобретении новых самолетов. В конце прошлого года ей отказали в заключении контрактов на 25 самолетов концерны Boeing и Airbus. А в этом году - и "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС; производитель SSJ-100). Совет директоров производителя не утвердил сделку по реализации 12 региональных самолетов. Как сообщили несколько контрагентов авиакомпании, причина в том, что ее общий долг - около $300 млн. В том числе, она задолжала и крупнейшему лингодателю — ILFC: $5,6 млн за лизинг самолетов B-737. Суд уже назначил на 30 января рассмотрение искового заявления ILFC к "Базэлу". Есть долги перед "Внуково" и другими российскими аэропортами. Долги "Кубани", по данным источников "Интерфакса", вместе с задолженностью за аэронавигационное обслуживание составляют порядка 5 млрд руб.

Теперь кредиторам придется бороться за возврат своих денег: компания направила заявление в Арбитражный суд Краснодарского края о признании ее банкротом. "Все претензии финансового характера будут рассматриваться в рамках процесса по управлению банкротством авиакомпании", - сообщил перевозчик.

Тем временем информация о прекращении деятельности авиакомпании стала для всех неожиданностью. По данным аэропорта "Внуково", перевозчик даже не прекратил продажу авиабилетов. Она все еще продолжается, недоумевает представитель аэропорта. Информацию об отмененных рейсах "Внуково" пообещал предоставить в ближайшее время.

В настоящее время "Кубань" выполняет регулярные рейсы в Краснодар, Калининград, Нальчик и Челябинск, обслуживая порядка 6% общего пассажиропотока из "Внуково". По всем этим направлениям рейсы из "Внуково" выполняют и другие авиакомпании. Основной владелец авиакомпании – "Базовый элемент" (63,9%). Выручка по РСБУ в 2011 г. составила 4,0 млрд руб., чистый убыток – 440,5 млн руб.