Тимченко выкупил долги «Стройтрансгаза» на 18,3 млрд руб.

Владелец рассчитывает, что теперь один из его самых сложных проектов сможет сконцентрироваться на производственной деятельности и усилить рыночные позиции
Геннадий Тимченко/ Е.Кузьмина/ Ведомости

Структура группы Volga Resources Геннадия Тимченко - Alpea Trading Ltd. выкупила долг «Стройтрансгаза» (у Volga Rescources — 80%) перед Газпромбанком на 18,3 млрд руб., сообщили представители Volga Resources и «Стройтрансгаза».

Что есть у Тимченко

Volga Resources владеет около 23% газового холдинга «Новатэк», 80% строительного подрядчика «Стройтрансгаз», 25% геофизической компании «Геотек», около 30% рыбопромышленной компании «Русское море», 100% производителя напитков «Акваника», 49,1% немецкого страховщика Sovag, около 60% угольного холдинга «Колмар». Через другие структуры Тимченко владеет чуть больше 46% нефтетрейдера Gunvor, 37,5% нефтехимического холдинга «Сибур», 93% крупнейшего частного перевозчика нефти и нефтепродуктов по железной дороге «Трансойл», 74% «Авиа групп» и 9,5% петербургского банка «Россия».

Акционеры решили выкупить долг «Стройтрансгаза», чтобы дать ему возможность сконцентрироваться на производственной деятельности, усилить рыночные позиции, конкурентоспособность в ходе тендеров, объяснил представитель Volga Resources. Условия выкупа долга он не раскрыл. Газпромбанк владеет 17,7% «Стройтрансгаза».

Погасить три кредита на общую сумму 18,3 млрд руб. перед Газпромбанком «Стройтрансгаз» должен был в 2014-2015 гг., следует из отчета компании. На какой срок сдвинется погашение теперь, представитель «Стройтрансгаза» не уточнил. На 30 сентября 2012 г. общий долг «Стройтрансгаза» был 19,7 млрд руб. Для сравнения: выручка компании за 9 месяцев составила 18,3 млрд руб.

Для Volga Resources «Стройтрансгаз» - один из приоритетных активов, подчеркивает представитель компании Тимченко. «Мне всегда нравились инфраструктурные компании, — говорил бизнесмен в интервью Forbes в конце прошлого года. — Я захожу в компании, которые занимаются сегодня строительством трубопроводов, автомобильных дорог и железнодорожных путей, мостов, тоннелей. Теперь моя идея заключается в том, чтобы из этих активов создать одну из крупнейших строительных групп».

«Стройтрансгаз» в прошлом году вел переговоры о покупке «Энергостройинвест-холдинга» (один из крупнейших энергоподрядчиков) у «Инвест АГ» (фонд, управляющий инвестициями совладельцев Evraz Александра Абрамова и Александра Фролова), но в итоге отказался от покупки. «Энергостройинвест-холдинг» выкупил пул инвесторов во главе с петербургским бизнесменом Антоном Зингаревичем, сыном совладельца группы «Илим».

Структуры Тимченко де-факто зашли в «Стройтрансгаз» в декабре 2007 г., рассказывал "Ведомостям" источник, близкий к совету директоров компании. Процесс консолидации акций завершился в 2009 г., говорил представитель Тимченко. Газпромбанк, которому «Стройтрансгаз» достался после цепочки сделок, управлять им в одиночку не мог. И тогда предправления Газпромбанка Андрей Акимов предложил его Тимченко, тот взял.

Знакомые Тимченко называют «Стройтрансгаз» одним из самых сложных проектов бизнесмена. «Мне казалось, что Геннадий Николаевич и сам понял, что купил дырку от бублика, но ворошить эту тему не стал», — рассказывал один из многочисленных бывших президентов «Стройтрансгаза» Александр Рязанов. В марте 2009 г. Рязанов по просьбе Тимченко возглавил «Стройтрансгаз», а уже через 10 дней после назначения, изучив финансовое состояние компании, по его словам, «пришел к выводу, что стоимость компании близка к нулю, о чем открыто и сказал руководителям Газпромбанка и даже предложил подписать документ об этом, но никто не решился».

Компания давно перестала быть крупнейшим подрядчиком «Газпрома», ее место занял «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира. «Стройтрансгаз» попытался переориентироваться на нефтяную отрасль, энергетику и зарубежные проекты. Контрактов заключили более чем на $2 млрд, но большинство из них, как выяснилось уже после сделки с Тимченко, выполнялись с убытками для «Стройтрансгаза».