На каких условиях владельцы НМТП заключили перемирие

«Транснефть» отказалась от требования назначить своего представителя гендиректором Новороссийского порта. Топ-менеджер монополии возглавит его совет директоров
Спор «Транснефти» и «Суммы» о принципах управления НМТП длился недолго/ М. Стулов/ Ведомости

О таком механизме урегулирования конфликта между крупнейшими совладельцами Новороссийского морского торгового порта (НМТП) – «Транснефтью» и группой «Сумма» (через Novoport владеют 50,1% акций компании) сообщила вчера нефтепроводная монополия. В ее пресс-релизе говорится, что стороны провели в последние дни несколько встреч, на которых договорились о мире. В результате на совете директоров НМТП 19 марта «Транснефть» не будет требовать отставки гендиректора порта Радо Антоловича и назначения вместо него своего представителя. Вместо этого директора изберут председателем вице-президента «Транснефти» Максима Гришанина вместо представителя «Суммы» Марата Шайдаева. Представители «Транснефти» и «Суммы» от комментариев отказались.

Группа НМТП

Крупнейшая стивидорная компания в России. Акционеры: СП группы «Сумма» и «Транснефти» (50,1%), Росимущество (20%), структуры РЖД (5,3%). Капитализация – $2,2 млрд. Финансовые показатели (данные компании, 2012 г.): выручка – $1,01 млрд, грузооборот – 158,9 млн т.

6 февраля президент госкомпании Николай Токарев (не входит в совет директоров порта) потребовал от председателя совета директоров группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, Антоловича и Шайдаева переизбрать председателя совета и созвать внеочередное собрание акционеров для переизбрания гендиректора. На эти должности Токарев предлагал Гришанина и гендиректора «Транснефть-сервиса» Сергея Киреева. На прошлой неделе Гришанин заявил, что менеджмент порта недостаточно инвестирует в модернизацию нефтяного терминала «Шесхарис». А высокая долговая нагрузка чревата дефолтом. Антолович парировал, что сроки модернизации нефтетерминала и объем инвестиций согласовывались с «Транснефтью» «в оперативном режиме». Кроме того, он указывал, что «Шесхарис» загружен сейчас лишь на 60%: «Будет груз – будут инвестиции».

Пакета «Транснефти» недостаточно, чтобы сменить председателя совета и гендиректора НМТП. Для этого монополии требовалась бы поддержка государства, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. О вмешательстве в конфликт просил и один из миноритарных акционеров порта – East Capital. Но фонд призывал вице-премьера Игоря Шувалова и руководителя Росимущества Ольгу Дергунову защитить менеджмент НМТП от претензий «Транснефти». Очевидно, чиновники не захотели участвовать в конфликте, поэтому «Транснефти» пришлось договариваться с «Суммой», предполагает Рожков.

Государство действительно решило не вмешиваться, подтверждает федеральный чиновник: конфликт «Суммы» и «Транснефти» коммерческий. Президент в подобные споры никогда не вмешивается, вместе с тем он обладает всей полнотой информации, в том числе и по этому поводу, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Впрочем, гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов уверен, что правительство могло принудить стороны к миру. Чиновники хотят сохранить интерес инвесторов к госпакету НМТП, который выставлен на продажу в этом году, рассуждает он.