Сырьевые трейдеры за 10 лет заработали почти $250 млрд

Быстрый экономический рост развивающихся стран, породивший сырьевой суперцикл, позволил трейдерам, среди которых доминируют частные компании, увеличить общую прибыль с $2,1 млрд в 2000 г. до $33,5 млрд в 2012 г.
Tim Rue/ Bloomberg

Крупнейшие мировые сырьевые трейдеры за последние 10 лет в совокупности заработали $243,6 млрд — это больше, чем общая прибыль за тот же период крупнейших американских инвестбанков Goldman Sachs, JPMorgan Chase и Morgan Stanley, или автопроизводителей Toyota, Volkswagen, Ford Motor, BMW и Renault, или такого промышленного гиганта, как General Electric. Сырьевые трейдеры - а в большинстве своем это частные компании - выиграли от бурного роста экономики Китая и других развивающихся стран.

Сырьевые трейдеры, среди которых такие крупные компании, как Glencore, Cargill, Vitol, Trafigura, Louis Dreyfus и Mitsubishi, являются связующим звеном между производителями и потребителями различных видов сырья – от нефти и меди до пшеницы. Лишь некоторые из них – это публичные компании, периодически представляющие финансовую отчетность; при этом на биржу крупнейшие игроки вышли относительно недавно, как, например, Glencore в мае 2011 г. Другие же являются частными компаниями, некоторые из последних никогда не публиковали данные о своих прибылях.

Financial Times проанализировала различные виды документов сырьевых трейдеров — от документов о регистрации в разных странах (от Британских Виргинских островов до Сингапура) до переписки с банкирами. Сделанный обзор впервые позволяет получить более или менее полное представление об отрасли, которая имеет важное значение для мировой экономики, но слабо регулируется и о которой широкой публике мало что известно.

Обзор FT включает финансовые показатели игроков сырьевого рынка с разными бизнес-моделями — от занимающихся исключительно торговой деятельностью до совмещающих ее с капиталовложениями в производственные активы. Объектами исследования стали Glencore, Vitol, Trafigura, Mercuria, Gunvor, Cargill, Bunge, Archer Daniels Midland, Louis Dreyfus, Wilmar, Noble, CHS, Mitsubishi, Mitsui, Itochu, Sumitomo, Marubeni, GrainCorp, Olam и Traxys.

Эпоха расцвета сектора началась в 2000 г., когда прибыли трейдеров составили всего $2,1 млрд. Их влияние начало стремительно расти. Суперцикл на сырьевых рынках, вызванный процессом индустриализации в Китае и других развивающихся странах, способствовал не только росту объемов торговли сырьем, но и увеличению прибылей от капиталовложений в добычу нефти и других ресурсов, а также в сельскохозяйственные активы.

Однако исследование FT показало, что в последние годы рост совокупной прибыли сырьевых трейдеров замедлился, а ключевые показатели рентабельности год от года снижаются. Совокупная чистая прибыль 20 крупнейших мировых сырьевых трейдеров в 2012 г. составила $33,5 млрд, и этот показатель практически не менялся на протяжении последних пяти лет.

Замедление роста прибылей в секторе очень заметно, хоть пока и не коснулось всех игроков. Чистая прибыль таких компаний, как Louis Dreyfus Commodities, продолжает расти, тогда как крупнейший нефтяной трейдер Vitol в 2012 г. зафиксировал падение прибыли до $1,05 млрд — это самый низкий показатель для компании с 2004 г., и он в два с лишним раза меньше ее рекордной прибыли в $2,28 млрд в 2009 г.

Доходность капитала (показатель прибыльности, характеризующий эффективность вложения средств акционеров) в отрасли также снизилась. Если в середине 2000-х гг. она составляла у некоторых компаний 50-60%, то теперь, в среднем, не превышает 20-30%, что, правда, тоже немало. Доходность капитала Glencore, достигавшая в 2000-е гг. 61%, упала в 2012 г. до 9,7%. «Сырьевой рынок становится все более и более конкурентным, и такой высокой доходности капитала, как в прошлом, здесь уже не будет», - говорит гендиректор Gunvor Торбьорн Торнквист.

Несмотря на замедление темпов роста прибыли и падение доходности капитала сырьевой рынок остается одним из самых прибыльных. Миллиардерами стали многие топ-менеджеры сырьевых трейдеров: Айван Глайзенберг из Glencore (состояние которого Forbes в 2013 г. оценил в $6,7 млрд), Ричард Элман из Noble Group ($1,8 млрд), Клод Дофин из Trafigura ($1 млрд). Состояния семей Каргилл и Макмиллан, контролирующих крупнейшую частную компанию США Cargill, значительно увеличились: Forbes оценил совокупные активы шестерых владельцев в $17,1 млрд.

Из обзора FT были исключены торговые операции крупнейших нефтяных и газовых компаний, таких, как BP, Shell, Total, EDF, Eon, RWE, «Лукойл» и «Газпром». По разным оценкам, прибыль от торговых операций таких компаний в 2012 г. составила примерно $5 млрд, тогда как на пике в 2008-2009 гг. она доходила до $10 млрд.

В обзор также не были включены банки, поскольку их деятельность на сырьевых рынках в основном сосредоточена на производных инструментах, а не на торговле физическим сырьем. Но динамика прибыли банков, включая Goldman Sachs, Morgan Stanley и JPMorgan, от операций на сырьевых рынках соответствует общеотраслевому тренду: с $15 млрд в 2007 г. она сократилась до $8 млрд в 2012 г.

Перевела Надежда Дмитриенко