«Шереметьево» и «Внуково» объединять не нужно

Правительству не стоит объединять «Шереметьево» и «Внуково», если аэропорты в ближайшее время будут выставлены на продажу. Такую рекомендацию чиновникам дала A.T. Kearney
М.Стулов

Консалтинговая компания A.T. Kearney завершила разработку сценариев объединения «Шереметьево» и «Внуково». Эту работу она делала по заказу самих аэропортов. A.T. Kearney предложила два варианта: по одному из них объединять аэропорты не нужно, по другому объединение необходимо, рассказали топ-менеджер одного из аэропортов и подтвердил федеральный чиновник. Оба они видели исследование компании.

По словам первого собеседника, у обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. «Однозначного вывода не сделано», – добавляет второй.

Аэропорты не стоит объединять, если государство в ближайшие год-два решит продать свои пакеты во «Внуково» и «Шереметьево», говорит топ-менеджер одного из аэропортов. В этом случае деньги можно будет вложить в госкомпанию, которая объединит все три московских аэродрома (во «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово»). В марте «Интерфакс» со ссылкой на февральское письмо главы Минэкономики Андрея Белоусова сообщил, что государство рассчитывает получить за «Шереметьево» около 35 млрд руб. В этом же письме министр предлагал продать пакет именно в этом году, но «для приватизации нужно решение президента», напоминает он.

Второй вариант – оба аэропорта объединяются. Но тогда государству, чтобы получить синергетический эффект от этого объединения в несколько миллиардов долларов, придется сохранить долю в объединенной компании и развивать ее как минимум ближайшую пятилетку, рассказывает собеседник «Ведомостей».

Решение о том, какой вариант выбрать, будет принимать президент Владимир Путин в июле, резюмирует он. К этому времени Lufthansa Consulting и Vegas Lex должны разработать сценарии объединения всех трех московских аэропортов, включая «Домодедово».

Как раз Путин, будучи премьер-министром, и придумал объединить «Внуково» и «Шереметьево» с последующим привлечением для них единой управляющей компании. Правда, сроки этой сделки постоянно сдвигаются.

Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова заявил, что пока исследования консультантов по Московскому авиаузлу носят предварительный характер и комментировать их преждевременно. Комментарии A.T. Kearney получить не удалось. Гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко говорит, что исследования пока не видел. А председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев комментировать труд A.T. Kearney отказался, сославшись на его конфиденциальность.

В случае если государство откажется от объединения, частные акционеры «Внуково» во главе с Ванцевым постараются выкупить госпакет, уверен источник во «Внуково». «Я этого не скрываю», – подтвердил «Ведомостям» Ванцев.

План приватизации крупных активов, утвержденный в июне 2012 г., предусматривает полный выход государства из капитала «Шереметьево» до 2016 г. «Внуково» в этих планах нет, предполагалось, что оно будет поглощено «Шереметьево». «Если государство рассчитывает в ближайшие несколько лет продать долю в аэропортах, объединять их не нужно, – считает директор аналитического департамента компании «Ингосстрах инвестиции» Евгений Шаго. – Продуктивнее будет отдать два аэропорта в руки частным инвесторам, сохранив конкуренцию в авиаузле. Отчего выиграют и сами аэропорты, и пассажиры, и государство, которое получит недостающие средства на развитие инфраструктуры аэродромов». Он считает сомнительной идею объединения аэропортов. Эффект от сделки «предсказать сложно», резюмирует Шаго.