Черная пятница теряет популярность

Впервые за семь лет розничные магазины в США зафиксировали спад продаж
John Minchillo

Розничные продажи в черную пятницу в США впервые как минимум за семь лет зафиксировали спад, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на национальную федерацию розничной торговли США (National Retail Federation, NRF).

Традиционный сезон распродаж в США в этом году наступил чуть раньше - обычно розничные магазины открывают свои двери рано утром в пятницу, но на этот раз распродажи начались ночью, сразу как закончился День благодарения в США.

За черную пятницу и последовавшую за ней субботу американцы, по данным NRF, потратили $57,4 млрд - это на 2,7% меньше прошлогоднего показателя. Начиная с 2006 г. эта цифра только росла. В черную пятницу число посетителей выросло на 3,5% по сравнению с прошлогодним - до 92 млн. Но, несмотря на это, американцы предпочли экономить в связи с напряженной экономической ситуацией.

«Потребители в стрессе. Они все еще находятся под давлением от таких вещей, как высокая безработица. Мы ощущаем это на нашем бизнесе», - говорит гендиректор GameStop Corp. Пол Рейнс. По его словам, ясным доказательством служит тот факт, что все больше людей пользуются программой trade-in (новый товар в обмен на старый). «Я видел одного клиента в черную пятницу - он принес 11 компьютерных игр и iPad, чтобы взамен получить лишь Samsung Galaxy Tab», - рассказал Рейнс.

NRF основывает результаты на опросе 4464 человек, проведенном 29-30 ноября (погрешность составляет +/-1,5%). Другие данные приводит маркетинговая компания ShopperTrak: поток посетителей за черную пятницу снизился на 11%, продажи - на 13%. ShopperTrak использует для анализа видеокамеры, установленные в 60 000 розничных магазинов, и официальные цифры профильных ведомств и самих ритейлеров.

Некоторые розничные сети объясняют снижение продаж тем, что у потребителей меняется поведение. Теперь они предпочитают делать покупки не в один день, а растянуть на несколько недель, вплоть до Рождества. Ритейлеры намерены удовлетворить спрос клиентов. «Теперь самым главным является сохранить приток людей в течение всего сезона», - говорит технический директор Walmart.com Джереми Кинг.

Кроме того, многие американцы решили не ходить в набитые битком магазины и сделать покупки через интернет, так как в большинстве случаев цены совпадают. Онлайн-продажи в эту черную пятницу составили 44% от общего объема продаж за все выходные (год назад этот показатель составил 41%, а в 2006 г. - 23%). По данным comScore Inc., онлайн-продажи в День благодарения выросли на 21% до $766 млн, в черную пятницу - на 15% до $1,2 млрд.

Джей Хендерсон из IBM Smarter Commerce объясняет, что многие ритейлеры предлагают товары со скидками еще до Дня благодарения, поэтому черная пятница теряет свою популярность.