Евгений Слюсаренко: Вот сейчас обидно было
О том, как прошло первое награждение героев СочиПрезидентский совет по физкультуре и спорту 24 марта ждали. По общему уверению, на нем должны были быть названы правила игры, по которым российскому спорту предстоит жить ближайшее время - после пира духа в Сочи. Названы понятно кем - в нашей стране традиционно все решает один человек. А перед этим ожидалась масштабная раздача слонов всем причастным к исторической общекомандной победе на Играх-2014. Вроде как заслужили, причем по полной программе.
Люди российского спорта очень ревнивы. Все они не без оснований считают, что заняты важным государственным делом, сумели сохранить свое дело сквозь бурные девяностые и теперь продолжают оставаться успешными. Любимый вопрос, который я часто слышу: «Назови-ка несколько отраслей, где Россия входит в первую пятерку в мире? То-то же. А мы входим». Поэтому малейший намек на то, что их где-то недооценили или в чем-то ущемили, воспринимается крайне болезненно.
Так было четыре года назад, когда на прием в Кремль, посвященный итогам Ванкувера, тогдашний президент Дмитрий Медведев позвал только спортсменов. А тренеров и руководителей нет - не заслужили, подумайте над своим поведением, приведшим к провалу на Олимпиаде. Спортсмены сами бежали, прыгали и стреляли. С тех пор Медведева люди спорта не очень любят.
На следующий день после Госсовета 24 марта главные спортивные начальники пребывали в своих высоких кабинетах в меланхолическом настроении. Говорят, некоторые даже взяли отгул, чтобы как следует переварить произошедшее. Понять их можно. Когда ты успешно завершил длившийся четыре года и, казалось, безнадежный проект по поимке рыбки из пруда, где раньше не было ни воды, ни рыбки, то ожидаешь какой-то похвалы от заказчика. И когда тебя или вообще не упоминают, или делают это походя, становится немного обидно. Нормальная человеческая реакция.
Вот взять министра спорта Виталия Мутко. Он так и не получил никаких публичных месседжей насчет своего будущего, а врученный ему орден "За заслуги перед Отечеством" II степени формально отнесен к летней Универсиаде в Казани. Хотя победу в Сочи (первую за 20 лет и, вполне возможно, единственную в ближайшие десятилетия, учитывая наступление непростых времен) тяжело себе представить без его энергетики.
Но Мутко хотя бы отметили. Президенту Олимпийского комитета России Александру Жукову вручили орден Александра Невского, и больше представителей ОКР в самом первом списке награжденных не встречается. Хотя именно эта структура подписала контракт с «Газпромом» на $130 млн, из которого оплачивались услуги всех иностранных тренеров и специалистов, готовивших команды к Сочи. Это не говоря уже о других способах помощи.
С демонстративно скромным орденом Почета остался Юрий Нагорных - заместитель министра спорта, человек, курировавший проект «Сочи-2014» во всем, что касалось спорта высших достижений. «Он четыре года прожил в самолете Москва - Сочи» - так про него шутят. Никак не отметили Александра Кравцова - руководителя делегации сборной России на Олимпиаде в Сочи, главу Центра спортивной подготовки Минспорта. Именно Кравцов взял на себя практически ручное управление некоторыми потерявшимися командами (не будем указывать на них пальцем) и вывел их хоть к какому-то приемлемому результату.
Что все это означает? Да в общем ничего конспирологического. Кого-то наградили, кого-то - нет. Не сейчас, так позже. Не потому, что хотели сознательно обидеть или поставить на место. Просто подумали, что это не важно - спортсмены же, переживут. Подумаешь, выиграли какую-то там Олимпиаду. Есть более важные люди и дела. А если кто-то думает по-другому, так их ожидания - их проблемы.