Судьбу "Мечела" решат до конца недели

Банкротство нежелательно, иначе придется докапитализировать какие-то из банков-кредиторов, заявил помощник президента Андрей Белоусов
Andrey Rudakov/ Bloomberg

«Мечел» - одна из самых закредитованных компаний в российском горнодобывающем сегменте. Ее чистый долг на конец апреля 2014 г. составлял $8,3 млрд. Больше всего «Мечел» должен Сбербанку ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанку ($2,3 млрд). Поскольку «Мечелу» не хватает тех денег, которые он зарабатывает на выплату процентов по кредитам (EBITDA - $730 млн, тогда как процентные выплаты за 2013 г. составили $742 млн), компания тратит средства из операционного денежного потока.

Вчера после совещания с вице-премьером Аркадием Дворковичем помощник президента Андрей Белоусов заявил, что сейчас «есть несколько вариантов развития ситуации вокруг «Мечела», но основными на сегодня являются два: вариант банкротства и вариант создания схемы реструктуризации долгов «Мечела» при участии ВЭБа» (здесь и далее цитаты по «Прайму»). По словам Белоусова, премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение в течение нескольких дней доработать схему спасения «Мечела».

Наиболее вероятный сценарий - конвертация части долга в акции и переход компании под контроль банков, рассказывают два участника обсуждения. Но, чтобы эта схема была реализована, нужно согласие председателя совета директоров - основного владельца «Мечела» Игоря Зюзина (без его голосов провести допэмиссию нельзя. - «Ведомости»), подчеркивает собеседник «Ведомостей». В противном случае компания будет обанкрочена, заявляет он. Банкиры и прежде настаивали на том, чтобы Зюзин оставил руководство компанией.

По словам Белоусова, банкротство - это нежелательный вариант. «Но это не значит, что менеджмент должен сохраниться. Речь идет не о спасении менеджмента, этот вопрос должны решать кредиторы. Но речь идет прежде всего о том, чтобы сохранить компанию как потенциально достаточно дорогой актив с высокой капитализацией», - заявил Белоусов. Сейчас основной вариант правительства и кредиторов - реструктуризация долгов компании, знает собеседник «Ведомостей», близкий к «Мечелу».

Над схемами спасения «Мечела» чиновники и банкиры работают не первый месяц. Одна из предыдущих схем предполагала, что «Мечел» выпустит допэмиссию на 180 млрд руб. в пользу SPV-структуры самой горно-металлургической компании. Эти акции (или 10-летние конвертируемые в них облигации) она продаст за ту же сумму ВЭБу. ВЭБ, в свою очередь, может получить 180 млрд руб. от основных кредиторов «Мечела» - Газпромбанка, ВТБ, Сбербанка и др.

Но в начале июля председатель ВЭБа Владимир Дмитриев отмечал, что любой из предложенных вариантов убыточный для банка. В той схеме, которая прорабатывалась ВЭБом, риски для банка минимальны, уверен Белоусов. «Я бы не стал так уж категорически говорить о том, что ВЭБ понесет какой-то ущерб или будут какие-то дополнительные риски», - сказал Белоусов. Помощник президента также считает, что банкротства компании «Мечел» удастся избежать. «Поскольку облигации «Мечела» до последнего момента находились в ломбардном списке ЦБ (в них могли инвестировать пенсионные фонды. - «Ведомости»), банки, которые являются основными кредиторами (это Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ), образовывали очень небольшие резервы на покрытие долгов «Мечела» и в случае банкротства они будут вынуждены доначислять эти резервы», - отметил Белоусов. «Это вызовет очень большие негативные последствия для этих банков, их действительно придется докапитализировать», - сказал он.

Представители ВТБ, «Мечела» и Дворковича от комментариев отказались. Представители Газпромбанка, Сбербанка не ответили на вопросы «Ведомостей».