Китай ограничил госзакупки антивируса «Лаборатории Касперского»

Китай перестанет закупать антивирусы «Лаборатории Касперского». На эту страну приходится менее 4% выручки компании, но стратегически это серьезная потеря
Michele Tantussi/ Bloomberg

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Китай перекрыл «Лаборатории Касперского» доступ к тендерам по госзакупкам, сообщило агентство Reuters. Вместе с российским производителем из списка возможных поставщиков антивирусов исключена американская Symantec; теперь госзаказчикам в этой стране доступны только антивирусы китайских компаний Qihoo 360 Technology Co, Venustech, CAJinchen, Beijing Jiangmin и Rising.

Продукты «Лаборатории Касперского» лишены допуска только на тендеры структур, которые финансируются из государственного бюджета; на уровне региональных органов управления и организаций ограничений по-прежнему нет, уточняет представитель российской компании. По его словам, «Лаборатория Касперского» обсуждает ситуацию с правительством Китая.

Слухи о том, что китайцы полностью выгнали с рынка иностранные антивирусы, слегка преувеличены, говорит Наталья Касперская, сооснователь и бывший председатель совета директоров «Лаборатории Касперского», а ныне гендиректор InfoWatch. Из пяти оставшихся на рынке китайских продуктов три основаны на иностранных технологиях, знает она: Venustech использует движок «Лаборатории Касперского», CAJinchen - совместный продукт с американской Computer Associates, а Qihoo 360 основана на румынском Bit Defender.

Годовой оборот «Лаборатории Касперского» в Китае до сих пор составлял, по оценке Касперской, не менее $25 млн. Весь оборот компании в 2013 г. - $667 млн: получается, на Китай приходится всего около 3,7%. Но дело в том, что китайский рынок «был и будет самым перспективным рынком мира», объясняет Касперская.

Собеседники Reuters связывают действия Китая с соображениями национальной безопасности: недавние разоблачения Эдварда Сноудена побудили многие страны, включая Китай, отдать предпочтение местному софту. Если дело действительно в этом, то шансы «Лаборатории Касперского» на успешные переговоры с Китаем минимальны, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин: не помогут ни ребрендинг, ни партнерство с китайскими компаниями, власти все равно будет смотреть на происхождение софта.

Китайцы позиционируют себя как честных пиратов, говорит предправления компании Spirit Андрей Свириденко. Им в деталях нужно знать, как устроен продукт, а конечной целью является разработка собственного аналога - на это Китай не жалеет ни сил, ни средств, продолжает он. Импортозамещением, о котором Россия задумалась совсем недавно, Китай последовательно занимается уже много лет, заключает Свириденко.

Конкурировать с китайскими производителями в прямых продажах сложно, поэтому компания ABBYY ищет технологических партнеров и дополняет их решения своими разработками, говорит гендиректор ABBYY в Азии, Африке и Южной Америке Елена Поспелова. По ее словам, решения в области потокового ввода документов и данных хорошо встраиваются в продукты китайских партнеров в области документооборота. Когда же разработчик производит и продвигает в другой стране такой продукт, как поиск, игры или антивирусы, то неизбежно столкнется с агрессивной конкуренцией - в случае если эта страна намерена растить своих собственных разработчиков, считает Поспелова.