Статья опубликована в № 3662 от 28.08.2014 под заголовком: X5 поработает на аптеки

X5 Retail Group поможет аптечной группе А5

Аптечная группа А5 в ближайшие два года планирует увеличить сеть вдвое. Поможет миноритарный акционер - X5 Retail Group
С.Николаев / Ведомости

Аптечная группа А5 планирует в течение двух лет открыть 1000 аптек в магазинах второго по выручке российского продовольственного ритейлера - X5 Retail Group, рассказал «Ведомостям» гендиректор аптечной группы Андрей Гусев. Соглашение, по его словам, уже достигнуто, сейчас обсуждаются детали, документы стороны планируют подписать в сентябре.

Подписанных документов нет, пока ведутся переговоры и обсуждаются условия, сказал представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. Речь идет только о магазинах «Пятерочка», знает директор по управлению недвижимостью торговой сети «Пятерочка» Дмитрий Бергельсон.

Группа А5 - одна из крупнейших аптечных сетей по количеству торговых точек, она объединяет сети аптек А5, «Норма» и «Фармадар». Выручка группы в 2013 г. - 20,7 млрд руб. (включая продажи по программе дополнительного лекарственного обеспечения), на 3% больше, чем в 2013 г., рассказывал Гусев.

X5 Retail Group управляет дискаунтерами «Пятерочка», супермаркетами «Перекресток» и гипермаркетами «Карусель». На конец первого полугодия в сеть группы входило 4779 магазинов в Европейском регионе, на Урале и в Западной Сибири. В первом полугодии 2014 г. выручка X5 составила 299,7 млрд руб. - на 15,3% больше, чем за аналогичный период 2013 г.

У А5 уже есть торговые точки в магазинах X5 - в Московском регионе, Петербурге и Нижнем Новгороде, их примерно треть из общей тысячи, рассказывает Гусев. По обсуждающемуся соглашению А5 сможет открывать аптеки только в формате «магазин в магазине» - сейчас есть и торговые точки в прикассовой зоне. Список регионов, где могут появиться новые точки, еще не согласован, но он может быть шире, чем нынешний. По новому соглашению А5 хочет получить приоритет перед другими аптеками в открытии торговых точек в «Пятерочках», сообщает Гусев.

В 2008 г. X5 получила 8,45% аптечной группы А5 и опцион на 100% А5. У аптечной сети появилось приоритетное право открывать аптеки А5 в магазинах Х5 («Перекрестках» и «Пятерочках») - но не во всех, говорит Гусев, а по конкретным адресам в Московском регионе. Опцион, по его словам, закончился в начале 2013 г.

Нынешнее соглашение коммерческое, ни оплату акциями группы, ни опциона оно не предусматривает, уточняет Гусев. Партнеры, по его словам, надеются на рост трафика за счет эффекта синергии; стороны обсуждают также совместные акции и рекламные кампании. «Мы заинтересованы в сотрудничестве, пилотные проекты с аптеками «Норма» в ряде магазинов «Пятерочка» показали себя очень эффективно», - говорит Русанов.

Открывая магазины в магазине (и не только аптеки), «Пятерочка» рассчитывает увеличить трафик и лояльность покупателей, согласен Бергельсон. Пилотные проекты показали: при переезде из прикассовой зоны число покупателей у компаний-партнеров растет существенно - иногда в 3 раза, продолжает он, а трафик «Пятерочек» растет на проценты.

Партнеры же «Пятерочки» получают льготные условия аренды: фиксированный платеж на покрытие расходов ритейлера на коммунальные услуги плюс процент от оборота. Для аптек-дискаунтеров это 3%, отмечает Бергельсон, обычная ставка аренды существенно выше. Такие условия позволяют партнерам поддерживать низкие цены и снижать риски при открытии новых точек.

Формат «магазин в магазине» - один из наиболее выгодных, он гарантирует трафик, говорит руководитель «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов, но открытие 1000 точек требует серьезных инвестиций. По его подсчетам, оно обойдется примерно в $100 млн. Открытие такого количества точек обойдется примерно в 1,5 млрд руб., деньги на это у группы есть, сказал Гусев.

Правительство с осени 2012 г. обсуждает идею разрешить продажу безрецептурных лекарств в продовольственных магазинах. В июле Минздрав направил проект перечня безрецептурных лекарств, которые предлагается разрешить продавать в продовольственной рознице. В него попали, например, антисептики для лечения заболеваний горла, препараты для носа на основе морской воды, активированный уголь, препараты железа, противовирусные и антигистаминные средства и т. д. На каком этапе сейчас этот проект, вчера узнать не удалось. Это все лишь часть ассортимента А5, говорит Гусев, к тому же есть надежда, что и ее Х5 оставит аптечной группе.

В магазинах, где есть аптечные киоски, вряд ли будет выкладка лекарственного ассортимента, полагает директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов: поддерживать ассортимент сложнее, чем сдать площади в аренду.

У «Пятерочки» в формате «магазин в магазине» работают точки, предлагающие свежее молоко, мясо, выпечку, говорит Бергельсон: они частично каннибализируют продажи основного ассортимента, но совокупные продажи магазина и общий трафик растут.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать