Президент РЖД Владимир Якунин вступился за железнодорожных операторов

Президент РЖД Владимир Якунин вступился за железнодорожных операторов: он предлагает упростить процедуру продления срока службы вагонов
Е.Разумный для Ведомостей

Президент РЖД Якунин 9 августа написал письмо президенту Владимиру Путину, в котором раскритиковал новые правила продления срока службы вагонов, которые вступили в силу 2 августа (копия есть у «Ведомостей»). По новым правилам сертификации подлежат все модели грузовых и пассажирских вагонов, для чего потребуются их испытания (раньше этого было не нужно). Это делает процедуру продления дороже и более длительной и создает дискриминационные условия для российских операторов, сетует Якунин. Процедура может занять «год и более», говорит сотрудник одной из компаний железнодорожной отрасли, знакомый с содержанием письма.

В Белоруссии и Казахстане допускается продление срока службы через плановый ремонт до 2016 г., пока не будут разработаны новые правила продления срока службы вагонов, хотя техрегламент Таможенного союза допускает продление только через модернизацию и сертификацию. В России техрегламент действует со 2 августа, а норм продления до сих пор нет.

В результате железнодорожные операторы останавливают свои вагоны. У ФГК отставлено 23 000 штук, у ПГК с начала августа - 600 (до конца года планируется 4000), говорят гендиректор ФГК Виталий Евдокименко и представитель ПГК. Евдокименко уверен, что новые правила продления приведут к росту стоимости перевозок. А перерегистрация вагонов в Казахстане (где действуют прежние правила продления) не позволит решить проблему - из-за недостаточности ремонтных мощностей, отмечает представитель ПГК.

Якунин предлагает сертифицировать только вагоноремонтные компании, следует из письма. Это сократит процедуру продления до двух месяцев, отмечает собеседник «Ведомостей» в одной из компаний железнодорожной отрасли.

Вагоностроители, напротив, уверяют, что новые правила продления «никаких проблем для отрасли не принесут», сообщил представитель НП «Объединение вагоностроителей». Они предотвратят случаи недобросовестной и фиктивной процедуры продления. А проведение сертификации в двухмесячный срок нереально, уверен он: «При сертификации потребуется проведение испытаний, в том числе ходовых динамических и прочностных, на их подготовку и проведение требуется не менее четырех месяцев».

Минпромторг выступает за сертификацию производств и вагонов (как новых, так и продленных), сообщил представитель ведомства. Представитель Минтранса на вопросы не ответил.

Представители РЖД, УВЗ от комментариев отказались. У представителя ОВК (входит в группу ИСТ) комментарии получить не удалось.