«Аэрофлот» и «Трансаэро» примут на работу иностранных пилотов

«Аэрофлот» и «Трансаэро» готовятся принять на работу иностранных пилотов, конкурс - 10 человек на место. В России даже пилоты-европейцы смогут заработать больше, чем на родине
Уже скоро летать на рейсах «Аэрофлота» за рубеж будут иностранные пилоты/ А. Махонин/ Ведомости

Росавиация разделила между авиакомпаниями квоту на 200 иностранных пилотов, следует из сообщения на сайте ведомства. Пилоты распределялись между перевозчиками пропорционально объему перевозок в том секторе бизнеса, где иностранные командиры будут задействованы, - таково требование «Правил распределения максимальной численности иностранных граждан...», утвержденных правительством 1 августа, уточнил представитель Росавиации. Поэтому значительную часть квоты получили крупнейшие перевозчики - «Аэрофлот» и «Трансаэро», следует из материалов Росавиации (см. график). Они наймут командиров воздушных судов (КВС), сказали «Ведомостям» представители обеих авиакомпаний.

Росавиация передаст данные заявок авиакомпаний в ФМС, после этого перевозчики смогут заключать трудовые договоры с иностранными пилотами, сказал представитель ведомства. КВС будут выполнять полеты на международных рейсах, говорят человек, близкий к «Аэрофлоту», и представитель «Трансаэро». По словам источника, близкого к «Аэрофлоту», запрос авиакомпании был удовлетворен полностью, хотя 80 КВС недостаточно. Запрос «Трансаэро» Росавиация удовлетворила не полностью. Компания подавала заявку на прием 80 человек, уточнил представитель «Трансаэро». «Однако и квота в 67 человек станет для нее хорошим подспорьем», - сказал он.

У «Аэрофлота» конкурс на место превысил 10 человек, рассказал близкий к авиакомпании человек: перевозчик получил более 750 резюме, из них отобрал 250 претендентов подходящего возраста «с лучшим послужным списком». Предпочтение отдается пилотам, работавшим в крупнейших европейских авиакомпаниях. 40 человек из 250 отобранных уже прошли тестирование. Есть четыре страны - лидера по гражданству претендентов: Чехия, Германия, Италия и Испания, говорит собеседник «Ведомостей». Представитель «Трансаэро» уточнил, что авиакомпания уже выбрала 67 пилотов среди «граждан как стран - участниц СНГ, так и государств дальнего зарубежья».

Иностранным пилотам выгодно работать в России, говорит близкий к «Аэрофлоту» человек. По его данным, КВС могут получать 450 000 руб. в месяц (около 9200 евро). Зарплата иностранных КВС в «Трансаэро» сопоставима с зарплатой других командиров и будет зависеть от налета, сказал представитель авиакомпании. После вычета налогов доход КВС в России будет равен его доходу при работе в крупнейших европейских авиакомпаниях после вычета налогов (например, в Германии прогрессивная шкала НДФЛ - от 14 до 45%), говорит человек, близкий к «Аэрофлоту». В России НДФЛ для нерезидентов - 30%, но иностранные пилоты могут считаться высококвалифицированными работниками (годовая зарплата от 2 млн руб.) и платить 13%, как и резиденты, отмечает налоговый партнер EY Антон Ионов. При этом, отмечает он, авиакомпаниям выгоднее нанимать иностранных пилотов, так как не нужно платить социальные взносы. Оплачиваемый отпуск КВС в «Аэрофлоте» - 70 дней, а в европейских авиакомпаниях - 28 дней, добавляет человек, близкий к «Аэрофлоту». «Аэрофлот» - авиакомпания большая и по европейским меркам, объясняет интерес иностранцев начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Важный вопрос - соотношение уровня доходов и условий труда. У нас зарплаты меньше, зато и налоги радикально меньше».

Раньше закон не позволял авиакомпаниям нанимать пилотами иностранных граждан. Но с 21 июля запрет отменен на пять лет. Квота - 200 человек, хотя в пояснительной записке к поправкам в закон говорилось о необходимости ежегодного «пополнения летного состава на 1100-1500 человек». Причем в дефиците именно КВС, говорит федеральный чиновник. Потребность российских авиакомпаний в иностранных пилотах «Аэрофлот» оценивал в 800 человек.