Статья опубликована в № 3675 от 16.09.2014 под заголовком: Меньше денег, больше пассажиров

Москва внедряет электронные проездные на маршрутах частных перевозчиков

Москва внедряет электронные проездные на маршрутах частных перевозчиков. Первым в эксперименте участвует «Автолайн». Средняя стоимость проезда может снизиться, зато пассажиров станет больше
Максим Стулов / Ведомости

С 8 сентября московские власти запустили пилотный проект: один из частных автоперевозчиков - компания «Автолайн» согласилась перейти на тариф «Мосгортранса», рассказал вице-мэр Москвы по транспорту Максим Ликсутов. На автобусах, следующих по четырем маршрутам (24, 213м, 718м и 732м), установлены валидаторы, фиксирующие проезд пассажиров с городскими проездными билетами.

Гендиректор управляющей компании «Автолайн-транслайт» Александр Тур объясняет ее участие в эксперименте удобством тарифного меню для пассажиров и тем, что будущее за безналичной оплатой. «Мы хотим вовремя вписаться в этот процесс», - говорит он. Инициатором перевода части маршрутов на городские билеты был сам «Автолайн», подчеркивает Тур. Условия проекта отрабатывались два месяца, и сейчас на четырех маршрутах можно ездить и за наличный расчет, и по билетам, которые выпускает город.

В проекте задействованы 30 автобусов, они должны ежедневно выходить на линию. На этих маршрутах работают и автобусы «Мосгортранса».

Компания выбрала маршруты с минимальным тарифом в 25 руб. за поездку, говорит Тур (сейчас от 25 до 35 руб. на разных маршрутах). По новым правилам средняя стоимость проезда получается меньше - 21-22 руб. За пассажиров, оплачивающих поездку заранее приобретенными проездными, с «Автолайном» будет рассчитываться город - раз в месяц, по показателям валидатора, говорит Тур.

Оценивать рентабельность проекта Тур не торопится: прошло мало времени. Он предполагает, что часть постоянных клиентов «Автолайна» купит проездные, пассажиропоток должен увеличиться. В первый день, когда начала действовать новая модель оплаты проезда, электронными билетами на четырех маршрутах воспользовалось 1400 человек (20% пассажиров), а на пятый - уже 2800 (около 35%). Данных, какая часть постоянных пассажиров «Автолайна» стала ездить по городским билетам, пока нет.

Это международная модель: пассажир получает один и тот же сервис вне зависимости от того, кто его везет - городская компания или частный перевозчик, говорит управляющий партнер Strategy Partners Group Александр Ованесов. Идея московского правительства - со временем перевести весь общественный транспорт на единый билет, чтобы пассажир мог купить интермодальный билет на те виды транспорта, которыми он ездит. Сейчас водители маршруток сами собирают деньги и не отправляются в путь, пока не наберут достаточно пассажиров, Москва будет от этого уходить.

С июля 2013 г. «Автолайн» тестировал пилотный проект на маршруте № 22 (ул. 8 Марта - НАМИ). Перевозчик выиграл конкурс департамента транспорта, предметом торгов была стоимость проезда 1 км: победитель должен был купить автобусы определенной вместимости с двигателем «Евро-5», кондиционером и т. д. Рентабельность на этом проекте Тур оценивает в 3-5%. Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников называет ее «очень низкой». Близкий к «Автолайну» человек оценивал его среднюю рентабельность в 10%.

Сейчас частные перевозчики контролируют около 30% рынка пассажирских автоперевозок в Москве, говорит Ликсутов и обещает сохранить эту долю. Весь рынок Московский транспортный союз оценивает в 12-18 млрд руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать