ФАС задумалась над поддержкой киоскеров

Нужно определить "минимальный набор, который бы обеспечивал десятипроцентную рентабельность "вбелую" и с налогами", заявил руководитель службы Игорь Артемьев
Евгений Разумный/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает определить минимальный набор продукции для обеспечения рентабельности малых форм торговли. С таким предложением сегодня на заседании правительства выступил руководитель службы Игорь Артемьев. "Нужно просчитывать корзину маленького магазина - минимальный набор, который бы обеспечивал десятипроцентную рентабельность "вбелую" и с налогами", - сказал Артемьев (цитата по ТАСС).

При этом он напомнил, что в России действует запрет на реализацию алкоголя, пива и табака в малых формах торговли. По его оценке, «несколько сотен тысяч малых предприятий» ушли из торговли именно из-за введения этого запрета. Он пояснил, что эти категории продукции являлись "бюджетообразующими" для малых предприятий, особенно в сельской местности.

О готовности рассмотреть предложение ФАС заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Мы, естественно, такого рода предложения должны будем обсудить с экспертным сообществом и предпринимательским», - сказал он (цитата по «Прайму»). Министр не исключил, что такого рода предложение может быть отражено в Стратегии развития торговли, проект которой Минпромторг сегодня представил правительству.

Запрет на продажу пива в киосках вступил в силу с 2013 г., а с 1 июня 2014 г. он распространился на сигареты. Ограничения по месту торговли вводились одновременно с повышением акцизов и ужесточением рекламного законодательства, поэтому сложно выделить, какого объема продаж лишила пивоваров каждая из этих мер, считает представитель Heineken Кирилл Болматов.

Потребление пива в России снижается год за годом: если, например, в 2008 г. на душу населения приходилось 77 л, то в 2013 г. - только 59 л, сообщала «Балтика» со ссылкой на расчеты Nielsen. В целом внутренний рынок сократился за эти годы, по ее данным, со 109,3 млн до 83,4 млн гектолитров.

Однако о том, чтобы вернуть продажу табака и алкоголя в местах нестационарной торговли, речи не идет, пояснил представитель ФАС «Ведомостям». «Стоит проанализировать, за счет чего существуют такие предприниматели (изучив их оборот, ассортимент и рентабельность), и подумать о методах их поддержки», - заявил он.