«СГ-транс» продлил контракт с «Башнефтью»

«Башнефть» заплатит «СГ-трансу» 65 млрд рублей за перевозку 49 млн т грузов до 2020 года. "Башнефть" уверяет, что контракт заключен на рыночных условиях

Вчера собрание акционеров «Башнефти» одобрило заключение контракта на перевозку 49 млн т грузов с 1 мая 2014 г. по 31 декабря 2019 г. с «СГ-трансом», сообщила компания. Это примерно по 8,9 млн т грузов в год. Стоимость контракта - 65 млрд руб. Представитель «СГ-транса» от комментариев отказался.

«Башнефть» - крупнейший клиент «СГ-транса», а «СГ-транс» - крупнейший железнодорожный оператор для нефтяной компании, говорит источник, близкий к одной из компаний. Объем перевозок, который приходится на «Башнефть», «СГ-транс» не раскрывает. По оценке собеседника «Ведомостей», на «СГ-транс» приходится 60% грузов «Башнефти». В сегменте перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ), по данным на 2013 г., крупнейший клиент компании - «Роснефть», следует из материалов оператора (см. врез). Средний срок контрактов оператора - восемь лет, говорится в его материалах. Объем грузовых перевозок группы «СГ-транс» в 2013 г. - 18,8 млн т, сообщила компания.

У «Башнефти» и «СГ-транса» общий совладелец - АФК «Система». АФК купила «СГ-транс» на приватизационном аукционе в 2012 г. (на актив также претендовала структура «Роснефти» - «РН транс») за 22 млрд руб. Позже АФК продала сначала 70% «СГ-транса» за 12 млрд руб. (без учета автогазозаправочных станций) «Финансовому альянсу» (СП «Системы» и Unirail Holdings Limited Алексея Тайчера и Тимура Бабаева), а потом еще 15% оператора за 2,5 млрд руб. Таким образом, доли «Системы» и Unirail в «Финансовом альянсе» (владеет 100% «СГ-транса») сравнялись до паритетных.

«СГ-трансу» достался выгодный контракт, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Если допустить, что «Башнефть» заказывает перевозку основной продукции - нефти или нефтепродуктов, то арендная ставка по нему - 2000 руб. без НДС в сутки за цистерну. Среднерыночный уровень арендных ставок сейчас - 700-800 руб. «Таким образом, «Башнефть» будет в ближайшие пять лет приносить больше половины выручки железнодорожному оператору», - отмечает Бурмистров.

Собрание акционеров одобрило максимальную стоимость контракта, которая учитывает не только вагонную составляющую, о которой идет речь в комментарии эксперта, но и тарифную составляющую и стоимость местной грузовой работы, объясняет представитель "Башнефти". ""Башнефть" твердо придерживается принципов рыночного ценообразования, в том числе в отношениях с компаниями, входящими в АФК "Система"", - подчеркивает собеседник "Ведомостей".

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)