Бизнес
Бесплатный
Мария Киселева

Минфин предложил увеличить до 90% финансирование проектов из ФНБ

Минфин предложил разрешить финансировать из Фонда национального благосостояния (ФНБ) не 40%, а до 90% отдельных инвестпроектов «в случае принятия правительством соответствующих решений», следует из пояснительной записки к проекту постановления правительства, опубликованного в пятницу. Увеличение максимально возможной доли ФНБ в финансировании важных для страны инфраструктурных проектов «направлено на обеспечение реализации инфраструктурных проектов и поддержку банковской системы, создает предпосылки для улучшения качества жизни граждан <...> и не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета», говорится в документе.

Представитель Минфина отмечает, что для некоторых инфраструктурных проектов это изменение оправдано.

По сути, предложение Минфина закрепляет уже существующий порядок. Так, в пояснительной записке говорится о том, что постановление правительства, которое вышло в 2008 г., устанавливает, что для каждого из проектов доля средств ФНБ, размещенных в долговые обязательства российского эмитента, связанные с реализацией проекта, не может превышать 40% совокупного финансирования проекта из всех источников. Однако ряд проектов, которые планируется финансировать с привлечением ФНБ, уже имеют другую структуру финансирования, говорится в проекте документа.

В частности, речь идет о ЦКАД - совокупный объем финансирования составляет 299,8 млрд руб., при объеме привлечения средств ФНБ в 150 млрд руб. Именно в рамках этих параметров было заключено долгосрочное инвестиционное соглашение на первый этап строительства с победителем конкурса - ООО "Стройгазконсалтинг", говорится в документе правительства. В ГК "Автодор" не ответили на запрос.

Также в апреле на совещании у Игоря Шувалова была одобрена финансовая модель строительства подъездной дороги от М-4 к аэропорту "Домодедово" с привлечением внебюджетного финансирования, в том числе средств ФНБ в объеме 70% от совокупной стоимости, а также проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры МАУ с привлечением средств ФНБ до 90% от общего объема.

Представитель секретариата Игоря Шувалова отказался от комментариев. Представитель "Домодедово" не ответил на запрос. Однако речь о том, что объем финансирования дороги к "Домодедово" из ФНБ превысит 40%, шла и раньше.

В конце октября "Автодор" сообщал, что государственная компания планирует в 2015 г. объявить конкурс на строительство новой дороги к аэропорту "Домодедово".

Ранее первый зампредседателя правления по инвестиционно-финансовым вопросам "Автодора" Иннокентий Алафинов рассказал Агентству городских новостей «Москва», что новую платную дорогу к аэропорту "Домодедово" протяженностью 6,5 км планируется построить ко II кварталу 2018 г. Стоимость проекта оценивается приблизительно в 13 млрд руб., 70% затрат предполагается покрыть за счет фонда национального благосостояния Российской Федерации, 20% - за счет частных инвестиций и 10% - за счет федерального бюджета.

Источник, близкий к РЖД, пояснил, что Минтранс совместно с монополией готовил предложения по структурированию проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Московского авиационного узла. Они должны были обеспечить выполнение требований по структуре финансирования ФНБ 40 на 60%.

Речь идет о трех проектах: «Строительство IV главного пути Москва-Пассажирская-Павелецкая-Домодедово» с общим объемом инвестиций 23,23 млрд руб. (в прогнозных ценах без НДС); «Развитие Киевского направления Московской железной дороги» с общим объемом инвестиций 96,19 млрд руб.; «Строительство новой железнодорожной линии к Северному терминалу аэропорта «Шереметьево» с развитием Савеловского направления Московской железной дороги» с общим объемом инвестиций 63,43 млрд руб.

Представитель РЖД пояснил, что сейчас монополия совместно с независимым консультантом разрабатывает комплексное обоснование инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры для обеспечения транспортной доступности трех московских аэропортов. По итогам разработки обоснования инвестиций будет проведен технологический и ценовой аудит проекта.

Заместитель гендиректора «Региона» Анатолий Ходоровский поясняет, что инфраструктурным проектам трудно привлечь коммерческое финансирование в том объеме, который предполагало первоначальные решения правительства. Сейчас для таких крупных проектов альтернативой государственному финансированию и финансированию из ФНБ могло бы служить кредитование в государственных банках, но они сами сейчас испытывают трудности с привлечением денег. Это происходит в условиях увеличения ставки рефинансирования и наложения санкций на ряд госбанков.

Сроки окупаемости объектов, которые связаны с автомобильным транспортом, могут быть довольно длинными, считает Анатолий Ходоровский. Однако безотносительно того, насколько долго проекты будут окупаться, государство должно софинансировать в инфраструктурные стройки. В авиации намечается замедление темпов роста пассажиропотока, однако проект подъездной дороги к Домодедово и развития железнодорожной инфраструктуры авиаузла "догоняют" развитие самих аэропортов. В прошлые годы рост перевозок не соотносился с ростом подъездной инфраструктуры, отмечает Ходоровский.

Начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что увеличение лимита финансирования проектов из ФНБ важно для проектов в авиационной отрасли, так как позволит наращивать пропускную способность без существенного повышения тарифов, неизбежного при переносе тяжести финансирования на частных партнеров, привлекающих "дорогие" деньги. И если увеличение подвижности населения является приоритетом, в Московском авиаузле стоит реализовывать инфраструктурные проекты при участии максимальном ФНБ.

В прошлом году президент Владимир Путин распорядился потратить значительную часть ФНБ, гарантирующего пенсии россиян, на инфраструктурные проекты. На 1 октября 2014 г. в ФНБ было 3,277 трлн руб. Деньги пенсионной «кубышки» пойдут на три проекта - Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) вокруг Москвы, модернизацию БАМа и Транссиба и высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва-Казань, однако реализация последнего проекта пока поставлена под сомнение.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать