Россияне заменили Европу Сочи и Египтом

Авиаперелет с гостиницей в Сочи, Минводах или Калининграде, забронированные в последний момент, - так выглядит в преддверии новогодних каникул наиболее популярный в России туристический продукт
Российские туристы выбирают новые места для отдыха/ Shamil Zhumatov/ Reuters

С финансовыми претензиями сталкиваются даже крупнейшие участники туристического рынка. Вчера «Аэрофлот»отключил Tez Tour от системы бронирования из-за невыплат - об этом рассказали сотрудник одной из турфирм и человек, близкий к совету директоров «Аэрофлота». Буртин опроверг наличие задолженности, но сообщил, что из-за сокращения спроса на зимние туры туроператор попросил «Аэрофлот» пересмотреть договор. По его словам, «Аэрофлот» настаивает на жестких гарантиях зимних перевозок и предлагает цены в иностранной валюте, а не в рублях, по факту возлагая всю ответственность на туроператора.

В октябре и ноябре - в традиционный пиковый период бронирования турпоездок на длинные новогодние праздники - российские туроператоры недосчитались почти половины продаж. Такой вывод позволяют сделать беседы «Ведомостей» с участниками рынка и экспертами.

Основная причина - резкий рост доллара и евро к рублю: зарубежные туры стали дороже даже при неизменном ценнике поставщиков, говорит коммерческий директор Tez Tour Александр Буртин. Только за последний месяц доллар подорожал, по данным ЦБ, более чем на 14%, а евро - почти на 12%.

В начале лета продажи зарубежных туров снижались к аналогичному периоду 2013 г. на 10-20% (по количеству туристов), но в августе после череды банкротств туроператоров падение ускорилось до 40%, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Обычно в августе-сентябре открываются программы раннего бронирования на Новый год, лыжные туры и новогодние программы - на сей раз «этого не было вообще», говорит она. А к ноябрю падение спроса на зарубежные туры достигло 30-50%, резко уменьшилась и «глубина продаж»: люди стараются оплачивать поездку в последний момент, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Туристы оказались между двух огней: с одной стороны, им надо скорее оплатить путевку, пока валюта не подорожала еще, а с другой - они боятся покупать тур заранее, опасаясь банкротства туроператора, рассуждает она.

Продажи новогодних туров все-таки начались, но пока они на 40-50% скромнее, чем год назад, говорит Ломидзе. К концу ноября продажи должны активизироваться, но по итогам всего сезона спад все равно будет приличный - 25-30%, прогнозирует она. Пик продаж новогодних туров, обычно приходившийся на октябрь, сдвинулся на «после 15 ноября», согласна гендиректор компании «Пегас» Анна Подгорная.

Часть туристов переориентировались на долларовые направления, говорят туроператоры, прежде всего Турцию и Египет, уточняет директор по маркетингу и продажам «TUI России» Ивор Вукелик. Но и по многим долларовым направлениям (Таиланд, Индия, Вьетнам, Доминикана, Мексика) предложение сильно превышает спрос, говорит Буртин из Tez Tour. Растут, по его словам, только продажи туров в Египет - и то во многом потому, что год назад люди не ехали туда из-за политической ситуации. Кроме того, туристы стали выбирать более дешевые отели. «Мы не наблюдаем существенного падения турпотока, но вот тратить на отдых россияне стали меньше: то же количество клиентов стало приносить меньше прибыли», - резюмирует Вукелик.

Спрос на горнолыжный отдых перераспределился в пользу Красной Поляны, благо при подготовке Олимпиады прошла огромная рекламная кампания, отмечает Тюрина из РСТ.

Но и в целом туры по России стали более востребованными: рост продаж поездок на ноябрьские праздники год к году составил 15-20%, говорит Ломидзе. Некоторые компании отмечают, что спрос на новогодние каникулы в России растет на 20-25%, а на российские горнолыжные курорты - на 35%, знает она. «Раньше в России было отдыхать дорого, а в Европе подешевле. Сейчас в России дорого, в Европе очень дорого», - иронизирует Тюрина.

У Carlson Rezidor (отели Radisson и Park Inn by Radisson в «Розе Хутор») большинство номеров на новогодние праздники уже забронировано, говорит ее вице-президент по Восточной Европе Том Фланаган. Спрос высок и на гостиницы в Сочи на побережье. У отеля Azimut Hotel Resort & SPA Sochi на этот период забронировано 72% номеров и показатель продолжает расти, рассказывает гендиректор Azimut Hotels Вальтер Нойманн. Это выше ожиданий, доволен он.

Помимо Сочи среди лидеров по продажам новогодних каникул Симферополь, добавляет директор по развитию Anywayanyday Евгений Шухлин. Высок спрос и на Калининград, говорят представители сервисов по продаже авиабилетов и бронированию отелей, опрошенные «Ведомостями».

Те же тенденции, по их словам, и среди индивидуальных туристов, не обращающихся в турфирмы: в общем числе бронирований упала «глубина продаж» и доля зарубежных поездок. «При экономическом кризисе люди предпочитают покупать авиабилеты и бронировать отели как можно ближе к дате вылета», - свидетельствует гендиректор агентства по продаже билетов Pososhok Кирилл Фаминский. Средняя глубина продаж сократилась почти вдвое, подтверждает Шухлин: перелеты на новогодние каникулы покупаются в среднем за два месяца до вылета, а в 2013 г. этот показатель доходил до четырех месяцев. А доля внутренних перелетов в продажах Anywayanyday в III квартале 2014 г. удвоилась до 20%. Почти о двукратном росте спроса на Россию говорит и гендиректор Ozon.Travel Дмитрий Яковлев. Самые популярные, по его словам, - Минеральные Воды и Сочи.

В целом продажи билетов на новогодний период не сильно упали, считает Яковлев, но спрос перераспределился: «Больше билетов продается в Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку». Бурный рост спроса на перелеты по России пока не смог компенсировать сокращение продаж в целом. А в Anywayanyday продажи рейсов на новогодние каникулы сократились почти на 30%, говорит Шухлин.