Роскосмос и ОРКК сольют в госкорпорацию

Правительство внезапно предложило объединить созданную меньше года назад Объединенную ракетно-космическую корпорацию с Российским космическим агентством в одну госкорпорацию «Роскосмос» - по примеру «Росатома». Президент согласился
Космическим стартам потребовалось единое руководство / РИА Новости

«Мне кажется, это правильное предложение», - отвечал Путин, сказавший еще, что новая корпорация будет аналогична госкорпорации «Росатом».

Премьер Дмитрий Медведев предложил вчера президенту Владимиру Путину объединить Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК), куда входят предприятия аэрокосмической промышленности, и Федеральное космическое агентство (Роскосмос) в единую корпорацию «Роскосмос». Ее руководителем Медведев предложил назначить гендиректора ОРКК Игоря Комарова. Позднее Медведев встретился с Комаровым и поручил ему подыскать работу руководителю Роскосмоса Олегу Остапенко в структурах ОРКК.

Представители ОРКК и Роскосмоса от комментариев отказались, человек в аппарате зампреда правительства Дмитрия Рогозина (курирует космическую отрасль) сообщил, что в четверг под руководством Рогозина пройдет совещание, где будут обсуждаться конкретные формы создания новой корпорации.

По словам человека из Роскосмоса, у новой структуры будет форма госкорпорации, а значит, в Думу надо будет внести отдельный закон о ее создании. Однако пока нет ясности, будет ли эта госкорпорация такой же, как «Росатом», т. е. получать средства напрямую из бюджета, или же, как «Ростех», получать их через Министерство промышленности и торговли.

Первую модель реформирования космической отрасли предлагал в 2013 г. покойный руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин, однако была принята другая модель - с акционированием прежде подведомственных Роскосмосу ФГУПов и их объединением в ОАО «ОРКК», которое возглавил близкий к гендиректору «Ростеха» Сергею Чемезову гендиректор «АвтоВАЗа» Комаров.

Скрытой причиной внешне неожиданного решения об объединении ОРКК и Роскосмоса, отчасти возвращающего отрасль к предложениям Поповкина, стал непубличный конфликт между Комаровым и Остапенко - они так и не поделили полномочия в отрасли, говорит топ-менеджер предприятия космической промышленности, а победил в конфликте Комаров.

Иногда конфликт выходил и на публику - например, когда ОРКК заявила о неправомочности объявленного Роскосмосом конкурса на замещение должности гендиректора НПО «Энергомаш», после чего этот конкурс был отменен.

Иван Моисеев из Института космической политики надеется, что нынешнее решение временное и во многом вынужденное - взаимодействие между космической отраслью и Роскосмосом в последнее время наладить было трудно, в самой отрасли сложилась сложная ситуация и требовались срочные действия, поэтому стандартные процедуры взаимодействия межу правительственным органом (Роскосмосом) и промышленностью стали тормозом. В то же время объективно космонавтике нужен свой орган исполнительной власти, поскольку в ней много направлений, связанных в том числе с международным сотрудничеством и обороной, и без национальной космической администрации, такой как нынешний Роскосмос, американское NASA или европейское ЕКА, обойтись непросто, говорит эксперт. Отсутствие национальной космической администрации в модели превращения отрасли в госкорпорацию стало одной из причин отказа от этого пути в 2013 г. и совершенно неясно, как без нее удастся поддерживать международное сотрудничество, сказал и человек, близкий к Роскосмосу: свои агентства есть у всех стран мира - от США до Нигерии. Очевидно, вопрос будет решен в законе о новой госкорпорации, возражает топ-менеджер одного из предприятий космической отрасли: «Росатом» тоже ведет обширное международное сотрудничество и это как-то получается.

Остапенко был сторонником амбициозных космических программ - создания сверхтяжелой ракеты-носителя, необходимой для экспедиций в дальний космос, национальной пилотируемой космической станции и ряда других дорогостоящих проектов. По мнению чиновника Роскосмоса, скорее всего многие из этих проектов будут перенесены в будущее.

Сложившаяся кризисная экономическая ситуация и необходимость в изменившейся для России международной обстановке сосредоточиться на укреплении обороноспособности приведет к тому, что многие амбициозные космические проекты могут быть отложены на будущее, согласен директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.