Статья опубликована в № 3761 от 30.01.2015 под заголовком: Метро задерживается

За четыре года московское правительство потратило на строительство метро более 400 млрд руб.

За четыре года московское правительство потратило на строительство метро более 400 млрд руб. Но темпы стройки пока вдвое отстают от заявленных: чиновники слишком оптимистичны в прогнозах
Москва опаздывает с открытием новых станций метро
Е. Разумный / Ведомости

Масштабная программа строительства метро предполагает появление более 160 км новых линий метро и 78 станций к концу 2020 г. Это снизит нагрузку на действующую сеть метро и обеспечит шаговую доступность для 93% жителей Москвы. До конца 2015 г. столичные власти планировали построить минимум 75 км путей и 35 станций метро. «Это, конечно, очень напряженный план, но другого варианта решения проблем перемещения пассажиров у нас нет», - рассказывал четыре года назад мэр Москвы Сергей Собянин в интервью «Вести-Москва».

Стоимость строительства столичной подземки сокращена по сравнению с «лужковским» периодом на 25-30%, а сроки строительства - вдвое, неоднократно заявляли московские чиновники. Однако пока декларации чиновников расходятся с реальностью: темпы строительства московского метро вдвое ниже заявленных. Всего в 2011-2014 гг. построено 28,3 км новых линий и 14 станций, сообщила «Ведомостям» пресс-служба стройкомплекса Москвы. В 2015 г. запланирован ввод семи станций и 9,8 км линий. Получается, что за пять заявленных Собяниным лет будет построено около 38 км вместо 75 км.

Прошлый год должен был стать рекордным по количеству построенных объектов. В конце 2013 г. руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев заявлял о планах открыть «порядка 10 новых станций», но удалось сдать всего две - «Спартак» и «Тропарево». Также в 2014 г. должны были быть полностью сданы несколько крупных участков: Таганско-Краснопресненской, Сокольнической и Люблинско-Дмитровской линий.

Сдвиг графика ввода участка от станции «Марьина Роща» до «Селигерской» произошел из-за технических особенностей ветки, где строительство является самым сложным, заявила пресс-служба стройкомплекса: «Работать пришлось в сложных гидрогеологических условиях, о которых заранее строители не знали. При этом работы ведутся на большой глубине в 60 м». Задержку ввода станции «Румянцево» собеседник «Ведомостей» объясняет тем, что схема участка предусматривает оборот поездов только за конечной станцией «Саларьево», т. е. обе станции нужно вводить одновременно. Их ввод запланирован в текущем году. Конечная станция участка Таганско-Краснопресненской линии «Котельники» не построена из-за сложностей с разработкой проекта планировки ТПУ: участок находится в Подмосковье, и у чиновников много времени ушло на урегулирование земельно-имущественных и правовых вопросов с его собственником. В декабре 2014 г. Собянин участвовал в запуске тестового поезда, в марте 2015 г. чиновники обещают открыть станцию.

Скорректированы планы и на 2015 г.: год назад город обещал ввести 21 станцию, теперь на сайте столичного стройкомплекса сказано о вводе семи. Подрядчики метро - «Ингеоком», «Мосметрострой», «Стройгазконсалтинг» - не комментируют перенос сроков.

Рекордного ввода не произошло по нескольким причинам: чиновники заявляют слишком оптимистичные сроки, а проектная документация выдается зачастую сырой, рассказывает один из них. Например, из-за сложных инженерно-геологических условий произошла задержка с проходкой одного из тоннелей на участке от «Тропарево» до «Саларьево»: они отличаются от материалов изысканий, выполненных на этапе проектирования, говорит чиновник мэрии. В итоге, по его словам, темпы работ оказались почти в 2 раза ниже, чем на предыдущем перегоне. Строительство станции «Беломорская» Замоскворецкой линии отложено уже после проведения тендера. «Инженерно-геологические изыскания показали, что на глубине 15-20 м находятся водонасыщенные пески - плывуны. Потребуется производить работы по укреплению фундамента расположенного рядом дома № 26 на улице Беломорская», - указано на сайте стройкомплекса. Открытие станции «Ховрино» перенесено на год из-за того, что потребовалось дополнительное время на освобождение площадки, знает близкий к мэрии источник.

Корректируется и стоимость строительства. По госпрограмме «Развитие транспортной системы Москвы» в 2011-2014 гг. на строительство объектов метрополитена планировалось направить 323,3 млрд руб. По факту же потрачено около 411 млрд руб., следует из ответа пресс-службы стройкомплекса Москвы. Когда программа метростроения была принята в начале 2012 г., ее стоимость оценивалась в 900 млрд руб., в откорректированной осенью 2014 г. госпрограмме инвестиции выросли до 1,077 трлн руб. В госпрограмме закладывается предельная стоимость, которая корректируется после экспертизы и торгов, уточняет чиновник мэрии. В ближайшее время мэрия пересмотрит адресную инвестиционную программу, но сокращать финансирование программы строительства метро не планируется, заверил представитель департамента строительства.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать