«Ютэйр» нашла инвесторов

Как стало известно «Ведомостям», некие инвесторы готовы предоставить «Ютэйр» 25 млрд руб. на расчеты с кредиторами. Этого хватит на погашение трети долгов
Кризис на рынке авиаперевозок может усложнить задачу «Ютэйр» по реструктуризации долгов/ А. Махонин/ Ведомости

Долг больше выручки. 73,9

миллиарда рублей таков чистый долг «Ютэйр» по состоянию на 30 сентября 2014 г. В этом году авиакомпания ожидает получить выручку в 63,8 млрд руб., говорилось в ее декабрьской презентации

Об этом «Ведомостям» сообщили сотрудники двух банков - кредиторов «Ютэйр» со ссылкой на очередные предложения авиакомпании по реструктуризации задолженности. Кто предоставит 25 млрд руб., собеседникам неизвестно. Гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов отказался от комментариев, объяснив это тем, что переговоры по реструктуризации долга находятся «на заключительном этапе».

Как именно «Ютэйр» получит обещанные средства, собеседники «Ведомостей» не говорят. Один из них допускает, что речь может идти о допэмиссии. Как раз неделю назад «Ютэйр» объявила о созыве внеочередного собрания акционеров на 3 марта. На нем планируется внести в устав компании пункт об объявленных акциях (сейчас их нет) и одобрить размещение в пользу 100%-ной «дочки» авиакомпании - ООО «Ютэйр-финанс» - облигаций на 14,5 млрд руб.

Обещанные 25 млрд руб. «Ютэйр» обещает потратить так. 11 млрд руб. - на погашение задолженности перед контрагентами. В первую очередь речь идет об аренде и лизинге самолетов, авиационном топливе, техобслуживании и аэропортовых расходах, говорят источники в банках-кредиторах. Остальные 14 млрд руб. достанутся банкам и держателям облигаций. Предложенная авиакомпанией схема реструктуризации финансового долга предусматривает единовременное погашение 20% задолженности, 30% - в течение семи лет (по ставке 10% на первые два года и 14% - на оставшиеся), а остальные 50% - в течение 12 лет (по базовой ставке 8%, которая будет зависеть от финансового положения авиакомпании), рассказал один из собеседников «Ведомостей».

Те, кто согласится с планом реструктуризации, должны будут приостановить действия по взысканию задолженности до конца февраля, подписав специальное соглашение, говорят источники.

Как раз в этот срок должен решиться вопрос с госгарантиями для «Ютэйр», продолжает один из собеседников «Ведомостей». Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича комментировать это не стал. Ранее «Интерфакс» со ссылкой на материалы к совещанию у Дворковича сообщал о том, что потребность «Ютэйр» в госгарантиях составляет 13,5 млрд руб. Эта цифра - оценка одного из крупных кредиторов. При этом сама компания, по данным «Интерфакса», попросила гарантии на 40 млрд руб.

Представители «Сургутнефтегаза» (его структуры учредили и контролируют крупнейшего акционера «Ютэйр» - НПФ «Сургутнефтегаз»), Минтранса, Росавиации, Сбербанка (крупнейший кредитор «Ютэйр») и Райффайзенбанка (разрабатывает план реструктуризации долга) отказались от комментариев. Альфа-банк получил план реструктуризации, говорит его представитель. Его содержание он раскрыть отказался. «Банк по-прежнему с ним не согласен», - добавил представитель Альфа-банка.

Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова считает, что, если инвестор действительно нашелся, это может быть структура, аффилированная с «Сургутнефтегазом». Вряд ли авиакомпанией мог бы заинтересоваться сторонний инвестор, рассуждает она. Ранее ТАСС писал о том, что акционером «Ютэйр» может стать Сбербанк. Об этом же «Ведомостям» говорил и источник в одном из банков - кредиторов авиакомпании. Но Сахнова сомневается, что Сбербанк может стать спасателем «Ютэйр». Ведь в таком случае ему проще было бы конвертировать в акции долг перед ним, а не давать деньги на реструктуризацию долга в целом.

Руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что получение 25 млрд руб. позволит «Ютэйр» решить лишь краткосрочные задачи - снять риск исков и ареста имущества, а также завершить переформатирование парка и маршрутной сети. Но кардинально долговую проблему это не решит. К тому же рынок по-прежнему лихорадит, отмечает Пантелеев. Спрос на авиаперевозки снижается, продажи необходимо стимулировать низкими тарифами, которые не позволяют говорить о рентабельности. Если макроэкономические параметры не будут улучшаться, все нынешние усилия «Ютэйр» могут не привести к желаемому результату, констатирует эксперт.