ФАС разрешила Glencore стать акционером «Русснефти»

Но трейдер получит 46% компании вместо 49%
Е. Разумный/ Ведомости

ФАС в четверг одобрила сделку по приобретению Glencore доли в «Русснефти», сообщило ведомство. Анализ показал, что «Русснефть» не имеет большой доли на рынке, сделка не может оказать существенного влияния на конкуренцию, сказал начальник управления ФАС Дмитрий Махонин. Швейцарский трейдер получит 46% в «Русснефти» вместо 49%, как планировалось ранее, отметил начальник управления контроля иностранных инвестиций службы Армен Ханян.

В марте основной владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев сообщил, что Glencore получит 49% «Русснефти» путем обмена акциями. Glencore принадлежит 40–49% в нескольких «дочках» «Русснефти». Трейдер планирует передать их головной компании, получив долю уже в ней. Структура Glencore – Rambero Holding AG в марте подала ходатайство в ФАС. Со слов Ханяна, одному из СП «Русснефти» с Glencore, где у трейдера 46%, принадлежит лицензия на стратегическое месторождение (оно не называется). По старой схеме обмена доля Glencore возросла бы в нем до 49%.

Но такая сделка потребовала бы решения правкомиссии по иностранным инвестициям, сказал представитель ФАС. Вероятно, Glencore согласилась на снижение доли, чтобы совершить сделку без лишних согласований, считает партнер юридической фирмы Art De Lex Ярослав Кулик. Schlumberger уже несколько месяцев не может закрыть сделку по покупке 46% акций EDC – нет решения правкомиссии. Представители Glencore и «Русснефти» отказались от комментариев.

Влияние Glencore на управление «Русснефтью» ограничено, сообщал трейдер в своем годовом отчете. Ей принадлежат доли в ключевых добывающих предприятиях, их стоимость скорее всего сопоставима со стоимостью 46% «Русснефти», считает директор Small Letters Виталий Крюков.

В планах Гуцериева – объединить «Русснефть» с другой своей нефтяной компанией, «Нефтисой» (добыча – 7 млн т). Гуцериев оценивал стоимость объединенной компании в $18 млрд (добыча – 18 млн т). Как изменятся при этом доли акционеров, не известно.

В начале 2000-х гг. Glencore помогала Гуцериеву создавать компанию, предоставляя кредиты под залог акций предприятий. На конец 2014 г. долг «Русснефти» перед трейдером составлял $984 млн. Планировалось, что он будет конвертирован в акции компании. В обсуждаемой сейчас сделке об этом речи не идет, сообщала Glencore. Но может обсуждаться на этапе объединения «Русснефти» и «Нефтисы», считает Крюков.