Malaysia Airlines объявила о техническом банкротстве

Новый гендиректор авиакомпании по прозвищу Терминатор рассказал о планах реструктуризации бизнеса
Гендиректор Malaysia Airlines Кристофер Мюллер/ AFP

Авиакомпания Malaysia Airlines, которая в 2014 г. потеряла два пассажирских самолета (один пропал весной без вести, второй был летом сбит под Донецком), объявила о техническом банкротстве. Как сообщает ВВС, об этом заявил недавно назначенный гендиректор компании Кристофер Мюллер. Он отметил, что положение авиаперевозчика начало ухудшаться задолго до трагических событий прошлого года, компания стала убыточной еще в 2008 г. В 2013 г. убытки перевозчика составили $367,2 млн, это больше чем в два раза больше, чем в 2012 г. Убыток за 2011-2013 гг. составил $1,3 млрд.

Сейчас, по словам Мюллера, Malaysia Airlines работает в обычном режиме, график полетов сохраняется без изменений. Однако компания решила провести реструктуризацию и сократить 6000 человек. Всего письма о разрыве трудовых соглашений будут направлены 20 000 сотрудникам, но 14 000 из них будут предложены новые позиции внутри группы, сообщает The Straits Times. Гендиректор компании не гарантирует, что все 14 000 сотрудников примут новые предложения, в руководстве ожидают, что сотрудники будут принимать предложения и конкурирующих фирм. О планах компании сократить 6000 человек СМИ писали в конце августа 2014 г., когда госинвестфонд Khazanah Nasional Bhd., которому принадлежит почти 70% Malaysia Airlines, официально объявил о реструктуризации авиакомпании. Также тогда было объявлено о планах сменить гендиректора компании.

В 2013 г. убытки перевозчика составили $367,2 млн, это больше в два с лишним раза больше, чем в 2012 г. Убыток за три года, исключая 2014 год, составил $1,3 млрд.

1 июня Мюллер впервые выступил в качестве гендиректора Malaysia Airlines. BBC напоминает, что в активе этого топ-менеджера - восстановление бизнеса ирландской авиакомпании Aer Lingus, бельгийской Sabena и германской Lufthansa. За решительность в сокращении сотрудников Мюллера прозвали Терминатором.

После реструктуризации Malaysia Airlines не превратится в регионального авиаперевозчика, а останется полноценной международной авиакомпанией. Как сказал Мюллер, работа компании будет строиться по трем направлениям: пассажирским и грузовым перевозкам (в этом подразделении будут четыре авиакомпании, пассажирская, MAS Wings, Firefly и MAS Kargo), обеспечении наземного обслуживания и подготовке пилотов, диспетчеров и инженеров.

В плюс авиаперевозчик может выйти в течение трех лет, планирует новое руководство компании. 1 сентября компания может объявить о ребрендинге. Мюллер пока не знает, будет ли изменено название компании, но отметил, что "все варианты пока на столе". Также он не исключил, что по части маршрутов компания снизит частоту рейсов или пустит самолеты меньшей вместимости. Перед тем как отказываться от каких-либо маршрутов, компания будет рассматривать возможность сотрудничества с другими авиакомпаниями по этим направлениям, такие переговоры будут вестись в ближайшие недели.

Несмотря на репутацию Мюллера, многие аналитики опасаются, что с Malaysia Airlines его ждет неудача - с учетом острой конкуренции, долгой истории ошибок управления компанией, вмешательства государства и двух последних катастроф, серьезно навредивших бренду, сообщает Reuters. Так, эксперт консалтингового агентства в сфере авиаперевозок Endau Analytics Шукор Юсоф заявил агентству, что нельзя бросать на компанию человека даже с безупречным послужным списком и ждать от него успехов в компании с двадцатилетней историей ошибок. Другие аналитики указывают, что Malaysia Airlines вынуждена обслуживать убыточные направления из-за политики правительства, вынуждена нанимать больше сотрудников под нажимом профсоюзов, заключать политически мотивированные договоры с другими компаниями, и это все делает расходы перевозчика на 20% выше, чем у других таких же компаний.