Статья опубликована в № 3853 от 17.06.2015 под заголовком: Место всякому овощу – в госбанке

Структура ВТБ построит крупнейший оптово-распределительный центр

Заявленные инвестиции составят более 40 млрд рублей

Структуры ОАО «ВТБ недвижимость» на заседании градостроительного совета Московской области получили одобрение проекта оптово-распределительного центра (ОРЦ) «Максимиха», рассказал губернатор Андрей Воробьев в интервью «Ведомостям» (см. стр. 08). Заявленные инвестиции составят более 40 млрд руб. Сейчас инвестором готовится комплект документов на получение исходно-разрешительной документации.

«ВТБ заинтересован в проекте по строительству ОРЦ «Максимиха» и не исключает, что к нему также будут привлечены сторонние инвесторы и иностранные операторы», – сообщила пресс-служба банка. По словам представителя банка, оптовый центр будет построен на земле, которая принадлежит группе ВТБ. Сообщить параметры проекта он отказался.

Речь идет о строительстве 1 млн кв. м на территории в 300 га (около пос. Максимиха), знает близкий к банку человек. ОРЦ ВТБ будет масштабнее, чем легендарный парижский рынок Rungis – тот занимает 234 га, коммерческие площади там тоже около 1 млн кв. м, обслуживает ежедневно 30 000 посетителей.

Подмосковные власти давно вынашивают планы создать в регионе нескольких крупных оптовых продовольственных рынков по типу Rungis. Это комплексы, включающие в себя площадки, оборудованные для долговременного хранения, переработки, в том числе и предпродажной, подготовки сельскохозяйственной продукции. Также центр предоставляет услуги логистики, занимается мелко- и крупнооптовой торговлей – и на своей площадке, и на торговых площадках партнеров (оптовые и розничные рынки, торговые сети, ресторация и т. д.).

Сейчас структуры Промсвязьбанка строят в Солнечногорском районе оптово-распределительный центр «Радумля». Его площадь куда меньше – 105 000 кв. м, а инвестиции – 5,1 млрд руб. Ввод запланирован на август-сентябрь 2015 г.

Плоды инвестиций

Осенью прошлого года в новой Москве открылся агрокластер Food City (инвестор – ЗАО «Киевская площадь» Зараха Илиева и Года Нисанова). Он расположен на 84,5 га по Калужскому шоссе, ожидаемый товарооборот – 1,5 млн т в год. Московские власти планировали три агрокластера: в районе Молжанинова, между Варшавским и Калужским шоссе (самый большой) и на Боровском шоссе в районе Марушкина.

Сейчас в области действует распределительный центр «Четыре сезона» в Домодедове (инвесторы – структуры Промсвязьбанка). Но он работает больше как логистический центр, указывает сотрудник подмосковного минсельхоза.

«Пилотный проект показал хорошие результаты и с точки зрения доходности, и востребованности, было решено продолжать инвестиции в такие центры», – комментирует Алексей Желнеев, гендиректор «Четырех сезонов». По его словам, компания стремится реализовать проекты на земле частных инвесторов, которая расположена вблизи федеральных трасс, чтобы оптовикам удобно было пользоваться их услугами.

Транспортная доступность – одна из основных составляющих успеха оптового центра, поскольку он привлекает большой поток покупателей, говорит партнер Cushman & Wakefield Константин Лебедев.

Проблемой могут стать затраты на логистику и хранение товара в масштабах России – они будут слишком высоки, а круг фермеров-поставщиков будет ограничен центральной частью страны, предупреждает директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей JLL Марина Малахатько. Кроме того, продолжает она, большинство производителей из Центрального федерального округа уже наладили поставки товара в крупные торговые сети, т. е. получили доступ к конечному потребителю.

Создание сети оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции – наряду с оказанием помощи малым фермерским хозяйствам – остается одной из задач стратегии импортозамещения, говорит зампредседателя правительства Московской области Денис Буцаев. По его словам, 3–4 таких центра могут полностью закрыть потребности региона.

Такие форматы в Европе очень популярны, так как обеспечивают связь фермера с потребителем, указывает Лебедев.

Подмосковные власти возьмут на себя строительство инфраструктуры – дорог, инженерии, а также будут обсуждать с федеральным правительством возможность возврата части капитальных затрат и субсидирования процентной ставки, обещает Буцаев.