Европейские нефтяные компании обсуждают возвращение в Иран

Активное наращивание добычи страной в случае снятия санкций может привести к снижению цен на нефть
Иран хочет вернуть иностранных инвесторов в нефтяную отрасль/ Vahid Salemi/ AP

Руководители ведущих европейских нефтяных компаний в последнее время встречались с иранскими чиновниками, чтобы обсудить инвестиции в нефтегазовую отрасль страны в случае снятия санкций.

Royal Dutch Shell и Eni подтвердили, что их представители посещали Тегеран в мае и июне. Такое подтверждение со стороны международных нефтяных компаний прозвучало впервые. Менеджеры Shell встречались с коллегами из Ирана в июне, рассказал Financial Times представитель компании. Они обсуждали долг перед National Iranian Oil Company за нефть, которая была получена, но не оплачена из-за санкций. «Также они обсуждали потенциальные области делового сотрудничества в случае снятия санкций», – добавил он.

«Мы регулярно оцениваем портфель активов для роста и не исключаем работы в любой стране, открытой для иностранных инвестиций, – говорится в заявлении Shell. – Мы были бы заинтересованы обсудить с правительством Ирана, какую роль Shell может сыграть в развитии его энергетического потенциала, если смягчение санкций в будущем сделает это возможным».

Также в среду выяснилось, что генеральный директор Eni Клаудио Дескальци в мае летал в Тегеран на переговоры с министром нефти Биджаном Занганехом. Он обсуждал «задолженность компании, а также возобновление инвестиций в иранскую нефтегазовую отрасль», пояснила компания. «Eni еще раз заявила о своем интересе к Ирану, если санкции будут сняты, а условия контрактов – благоприятны для обеих сторон», – говорится в ее заявлении.

«Иранцы очень хотят вернуть крупных нефтяных игроков», – говорит Ферейдин Фешараки из консалтинговой фирмы Facts Global Energy. По его словам, генеральные директора Shell, Eni, Total и «Лукойла» встречались с Занганехом в Вене в этом месяце во время саммита ОПЕК.

Иран добывает около 2,7 млн баррелей в день и ставит амбициозную цель довести к концу десятилетия добывающие мощности до 5 млн баррелей. По оценке Wood Mackenzie, в случае достижения договоренности по ядерной программе и снятия санкций страна может увеличить добычу на 600 000 баррелей в день к концу 2017 г. В более долгосрочной перспективе, к 2025 г., добывающие мощности могут достичь 4,4 млн баррелей, хотя для этого потребуется $50 млрд иностранных инвестиций, считают в Wood Mackenzie.

Западные страны установили крайний срок для согласования всех аспектов договоренности по ядерной программе Ирана на 30 июня, хотя в последнее время ходят разговоры о его возможном переносе, поскольку сторонам не удается найти общую позицию по всем вопросам.

По словам представителей отрасли, чтобы привлечь иностранные компании, покинувшие Иран в 2010 г., страна разрабатывает новые контракты с более привлекательными условиями, по которым иностранцы будут считаться партнерами в совместных предприятиях, а не подрядчиками. Более гибкими будут и условия вознаграждения, доходность будет зависеть от рисков и цены нефти, а не устанавливаться в виде фиксированной ставки. Также, по информации специализирующейся на иранских вопросах консалтинговой фирмы Energy Pioneers, сроки контрактов будут увеличены – до 30 лет.

«По-моему, это хорошие контракты, – говорит Фешараки из Facts Global Energy. – Но многое еще нужно сделать. Условия должны быть лучше, чем те, что предлагают Ирак, Абу-Даби и Мексика».

Экспорт сырой нефти и газового конденсата из Ирана составил в 2014 г. 1,4 млн баррелей, по данным Администрации энергетической информации США (EIA), тогда как в 2011 г., до введения санкций, – 2,6 млн баррелей. Увеличение поставок из Ирана, полагают эксперты EIA, окажет понижательное давление на цены на нефть: они могут в 2016 г. снизиться на $5–15 в случае снятия санкций.

Перевел Михаил Оверченко