Статья опубликована в № 3860 от 26.06.2015 под заголовком: Испания лидирует по экспорту вина

Испания стала крупнейшим экспортером вина в мире в натуральном выражении

Но отстает в денежном из-за низкого уровня маркетинга

Экспорт вина из Испании вырос в 2014 г. на 22% до 2,3 млрд л, это позволило стране превзойти Италию – бывшего крупнейшего мирового экспортера вина в натуральном выражении. Об этом пишет газета Financial Times (FT).

В денежном выражении экспорт вина из Испании упал почти на 3% до 2,6 млрд евро за прошлый год. Это связано с тем, что 55% экспорта составили оптовые небрендированные поставки. Такая продукция разливается по бутылкам и продается компаниями во Франции и других европейских странах, а иногда и экспортируется повторно. Поставки такого вина за рубеж выросли на 35% в 2014 г., однако средняя цена за литр составила 0,4 евро; это намного ниже, чем у основных стран-производителей, отмечает FT.

В последние годы из-за богатых урожаев и падения внутреннего потребления испанский рынок был переполнен. Кроме того, власти Евросоюза несколько лет назад отменили субсидии на перегонку не востребованного у покупателей вина в спирт. Переизбыток и отмена субсидий заставили многих испанских виноделов экспортировать по любой цене.

Избыток вина продается в страны, имеющие больший опыт в дистрибуции, говорит Рафаэль дель Рэй, гендиректор Испанского аналитического центра винного рынка. Основная проблема производителей страны – в низком уровне маркетинга, считает он: испанские бренды только недавно стали заметны на мировом рынке.

Сейчас экспортные цены ниже себестоимости, сообщил FT Рафаэль Торрес, президент Virgen de las Vinas Bodega y Almazara, кооперативного сообщества около 3000 производителей винограда и оливок региона Кастилия – Ла-Манча. Регион экспортирует 75% произведенной продукции. По словам Торреса, производители находятся «в очень болезненной ситуации» из-за текущей стоимости вина на уровне 16–35 евроцентов.

В Испании работают около 4000 винодельческих предприятий, большинство из них – это небольшие винодельни, неизвестные за пределами своих деревень, отмечает FT. До 50% затрат этих производителей на популяризацию вина за пределами страны может быть покрыто за счет финансирования ЕС через местный фонд. Но многие из небольших виноделен не могут позволить себе даже оставшиеся 50% этих инвестиций, отмечает газета.

Испанское вино не будет навсегда приговорено к выкладке на нижней полке, говорит дель Рэй. За последние пять лет инвестиции виноделов в продвижение испанского вина за рубежом выросли и составляют около 80 млн евро ежегодно, это дает надежду на улучшение ситуации с ценами, отмечает эксперт.