Ритейлер «О’кей» мог незаконно размещать рекламу алкоголя в своих каталогах, считает ФАС

Служба может проверить и других ритейлеров
Размещение рекламы в номерах не сопровождалось пометкой «реклама» или «на правах рекламы». Рекламораспространитель – «О’кей», признала УФАС/ Е. Кузьмина/ Ведомости

УФАС по Петербургу возбудило в отношении ритейлера «О’кей» дело по признакам нарушения закона «О рекламе». Ведомство утверждает, что в каталогах ритейлера размещалась реклама водки «Пять озер», виски «Тичерс хайлэнд крим», рома «Бакарди блэк» и др. Каталог зарегистрирован как средство массовой информации, а закон запрещает рекламу подобной алкогольной продукции в периодических печатных изданиях, пишет ведомство. Рассмотрение дела назначено на 25 июля.

Это первое дело, возбужденное в отношении подобных каталогов торговых сетей, говорит представитель УФАС. По его словам, дело может быть закрыто, если «О’кей» докажет, что каталоги сети не являются СМИ. Если нарушение будет доказано, штраф составит от 100 000 до 500 000 руб.

Продуктовый спам

«О’кей» рассылала рекламные sms-сообщения, несмотря на то что в анкетах покупателей выражалось прямое несогласие получения информации подобным путем, установило УФАС.

Роскомнадзор в 2010 г. выдал ритейлеру свидетельство о регистрации СМИ «Каталог товаров сети магазинов «О’кей», компания – учредитель издания с примерной тематикой и (или) специализацией: рекламное издание, рекламно-информационное, информация о промышленных и продовольственных товарах, производителях, услугах и фирмах, сообщает УФАС.

Служба проанализировала шесть номеров каталогов за этот год. Размещение рекламы в номерах не сопровождалось пометкой «реклама» или «на правах рекламы». Рекламораспространитель – «О’кей», признала служба.

Представитель «О’кей» на запрос «Ведомостей» не ответил. Раньше в каталоге было две отдельные части: первая, где размещалась реклама продуктов, была зарегистрирована как СМИ, а вторая часть с рекламой алкоголя – как рекламный буклет, объясняет бывший сотрудник.

Пока проверки других сетей не планируются, но они возможны, если комиссия признает нарушения, говорит представитель УФАС. В Роскомнадзоре зарегистрированы также каталоги «Ленты», Metro, «Магнита». В каталогах Metro представлено только пиво, а у «Магнита» есть отдельный каталог с алкогольными напитками, но информации о его регистрации как СМИ нет.

В каталогах сетей «ТД Реалъ», «Полушка», «Карусель», «Пятерочка», «Перекресток», «Дикси», «Народная семья», «К-руока», представленных на их сайтах, сведений о регистрации в Роскомнадзоре нет.

Регистрация в качестве СМИ нужна поставщикам с точки зрения налоговой эффективности, тогда расходы можно отнести в графу «реклама», говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, если сети уберут из каталогов рекламу алкогольных брендов, это может негативно отразиться на продажах.