Федерация автовладельцев пожаловалась на Uber, Gett и «Яндекс.Такси» в прокуратуру

Так как остальные игроки становятся неконкурентоспособными
«На наш взгляд, применяемая компаниями UBER, GET и «Яндекс» практика доплат водителям такси представляет общественно опасное деяние», - говорится в письме/ А. Гордеев/ Ведомости

Общественная организация Федерация автовладельцев России (ФАР) попросила генпрокурора России Юрия Чайку, а также в Общественную палату и Федеральную антимонопольную службу проверить работу сервисов вызовов такси Uber, Gett и «Яндекс.Такси». Соответствующее обращение размещено на сайте ФАР и подписано именем руководителя ФАР Сергея Канаева.

Uber, Gettaxi (в письме ФАС называется GET) и «Яндекс.Такси» «представляют собой программное обеспечение, позволяющее с помощью мобильного приложения заключить договор фрахтования легкового такси», обнаружили в ФАР. У приложений по вызову такси нет собственного автопарка, они не работают напрямую с водителями, а заключают партнерские договоры с юридическими лицами, предоставляющими транспорт для договоров фрахтования легкового такси, перечисляется в обращении ФАР генпрокурору.

Скорость подачи такси зависит от количества автомобилей, подключенных к приложению, пишут авторы обращения. Набрать достаточное количество автомобилей при высокой конкуренции «можно исключительно путем снижения тарифов на перевозку», рассуждают они. «Однако при снижении тарифа снижается и размер заработка водителя, что, учитывая структуру рынков такси с преобладанием водителей - индивидуальных предпринимателей, делает задачу привлечения транспортных средств в систему невыполнимой», - полагают авторы письма. Для этого сервисы снижают тарифы на перевозку и вводят доплаты водителю.

«На наш взгляд, применяемая компаниями UBER, GET и «Яндекс» практика доплат водителям такси представляет общественно опасное деяние», - говорится в письме. Деяние, согласно тексту письма, состоит в том, что компании воздействуют «на управленческие процессы» при установке таксопарками тарифов - это «имеет все признаки состава преступления, квалифицируемого частью 2 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», опасается Канаев.

ФАР попросила проверить прокуратуру такие подозрения и «при наличии по итогам проверки достаточных оснований» «возбудить уголовные дела» по соответствующей статье в отношении руководителей ООО «Убер текнолоджи» , ООО «Гет такси рус» и ООО «Яндекс».

В результате работы приложений по вызову такси другие участники рынка таксомоторных услуг становятся неконкурентоспособными, говорится в письме ФАР: они вынуждены снижать тарифы. А тарифы сервисов приложений, по мнению авторов письма, не включают в себя расходы на безопасность, качество и др.

Все это приводит, говорится в письме, «к монополизации тарифообразования на рынках таксомоторных услуг субъектов Российской Федерации» компаниями Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси». Также это снижает конкуренцию, добавляют авторы письма.

Кроме того, IT-компании по вызову такси «переводят безналичным платежом денежные средства на счета «Партнеров» <...> либо переводом на лицевой счет карты физического лица». «При этом ни UBER, GET и «Яндекс», ни их «Партнеры» в нарушение налогового законодательства Российской Федерации не выполняют обязанностей налоговых агентов по удержанию НДФЛ с таких выплат», - утверждается в обращении к генпрокурору.

Ранее против Uber, Gett и «Яндекс.Такси» с похожими жалобами выступало некоммерческое партнерство «Петербургское такси». Оно опубликовало на своем сайте открытое письмо к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, в котором сетовало, что тарифы тройки сервисов сопоставимы с ценой поездки на общественном транспорте (49–50 руб.), а сервисы доплачивают водителям суммы, превышающие стоимость поездки, – это нарушает закон о конкуренции, считают они.

Сами сервисы тогда отвергали обвинения таксистов. Например, «Яндекс.Такси» в Петербурге не берет комиссию с таксопарков и компенсирует водителям часть стоимости коротких поездок, чтобы водители могли зарабатывать, объяснял представитель компании.

Замруководителя ФАС России Андрей Цариковский в начале июля заявлял, что ФАС России пока не видит нарушений антимонопольного законодательства в действиях интернет-сервисов Uber, GetTaxi и «Яндекс.Такси». «Я не вижу нарушения антимонопольного законодательства», - сказал он, добавив, что сам пользуется таким сервисом, поскольку «это очень удобно: нажимаете кнопку и ближайшее такси подъезжает к нужному месту» (цитата по сайту ФАС). Он отметил, что «в Москве никогда не было конфликта», подобного петербургскому, и «это даже видно по количеству таксистов».

Задача «Яндекс.Такси» - сделать услугу такси доступной для массовой аудитории и увеличивать количество заказов для таксистов, говорят в пресс-службе компании «Яндекс». «Благодаря нашей работе московский таксомоторный рынок стал намного более цивилизованным: если раньше люди предпочитали пользоваться услугами так называемых «бомбил», потому что это быстро, то сейчас благодаря «Яндекс.Такси» они могут получить легальное такси в рекордно короткие сроки (4-5 минут) и по привлекательной цене. В итоге наши партнеры – таксопарки, в том числе крупнейшие, – получают больше заказов», – уточняет представитель компании.

Сервис работает только с официальными таксопарками и диспетчерскими. Все водители в системе имеют разрешения на перевозку пассажиров и багажа от соответствующих муниципальных органов, сообщает пресс-служба. «Короткие поездки в «Яндекс.Такси» дешевле, чем в классических таксопарках. Это возможно за счет оптимизации труда водителя, отсутствия необходимости в большом колл-центре и целом штате диспетчеров, экономии ресурсов - сокращения холостого хода, времени простоя и затрат на бензин», – уточняет она.