Бизнес
Бесплатный
Анастасия Демидова
Статья опубликована в № 3946 от 26.10.2015 под заголовком: Спор о салфетках со спиртом

Бизнес просит не считать алкоголем спиртовые салфетки

Чиновники разных ведомств пока не могут прийти к согласию по этому вопросу

Подготовить предложения об исключении медицинских изделий и средств из-под действия закона об обороте алкоголя правительство поручило Росалкогольрегулированию (РАР) еще в сентябре 2014 г. Срок исполнения поручения, как следует из документа на сайте правительства, – 18 декабря 2015 г. Однако бизнес опасается, что этого может и не произойти.

Поставщики медицинских изделий и средств, содержащих свыше 0,5% спирта, обязаны получать лицензии на хранение и поставку спиртосодержащей продукции согласно вступившим в силу летом 2011 г. поправкам к 171-му закону. Из-за чего заниматься поставками таких изделий невыгодно, сказано в письме Гильдии производителей медицинских товаров и услуг Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), направленном в августе 2015 г. в РАР, Минздрав, Минэкономразвития и антимонопольную службу. Копия документа есть у «Ведомостей», ее подтвердил представитель палаты. Пятилетняя лицензия одной компании обходится в 800 000 руб., еще 150 000 руб. ежегодно требуется на специальное программное обеспечение – всего дополнительно около 1 млн руб., поясняется в письме: для малого бизнеса, основного поставщика таких изделий, это значительные траты, в итоге стоимость продукции возрастает в 2 раза. Кроме того, для этого рынка сложилась ситуация двойного регулирования – кроме Росздравнадзора компании отчитываются и в РАР, отмечается там же.

РАР подготовило законопроект, но он не был внесен в правительство из-за «отсутствия единой позиции заинтересованных ведомств по этому вопросу», рассказал «Ведомостям» представитель службы. Он не уточнил, успеет ли служба внести документ в правительство в установленные сроки.

Духи спаслись

РАР разрабатывает проект постановления с перечнем парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии и средств личной гигиены, на оборот которых не распространяется 171-й федеральный закон, заявил представитель службы. Проект подготовлен после того, как в мае с соответствующей просьбой к вице-премьеру Александру Хлопонину (курирует алкогольную отрасль) обратилась Ассоциация производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (в нее входят P&G, Henkel, Kimberly Clark), сообщал РБК.

Внесение изменений в закон позволит снизить издержки бизнеса, заявил представитель Минэкономразвития. «Неоднократно настаивал» на исключении медицинских изделий из-под действия 171-го закона и Минздрав, следует из ответа этого ведомства на письмо МТПП (копия документа есть у «Ведомостей»). Минздрав даже сам подготовил поправки, согласно которым и лекарственные средства, и медицинские изделия, содержащие спирт, не требуют лицензирования, и внес документ в правительство 3 марта 2015 г., но решение по нему так и не было принято, сказано в ответе.

РАР, напротив, настаивает на сохранении лицензии: без нее «спиртосодержащая продукция под видом медицинских изделий могла беспрепятственно» продаваться, следует из ответов РАР на письмо МТПП (копия документа есть у «Ведомостей», представитель службы его подтвердил). Введенные меры не влияют на рынок контрафактного спирта, настаивает председатель гильдии Олег Рукодайный: под контроль подпали дорогостоящие специфические медизделия – например, дезинфицирующие салфетки или расходные материалы, применяемые в стоматологии.

ФАС не видит нарушений антимонопольного законодательства в распространении лицензии на медицинские изделия, сказано в ответе этой службы (копия письма есть у «Ведомостей», ее подтвердил представитель ФАС).

Поручение правительства было непрямой директивой, поэтому теоретически служба может признать внесение поправок нецелесообразным, замечает правительственный чиновник.

Лицензия сказывается на прибыли компаний, но не на конечной цене продукции – ее диктует рынок, считает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Правительство говорит, что нужно снижать нагрузку на бизнес, а у поставщиков медизделий сразу два регулятора, сетует гендиректор компании «М.К. Асептика» (производитель спиртосодержащих салфеток) Ольга Пелехатая. Дело не столько в убытках, сколько в неудобствах и лишних проблемах, которые возникают на всех стадиях – от производства до розничной продажи, добавляет она.

Представитель Минздрава на запрос не ответил.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать