S7 Group Филевых создает авиакомпанию на Кипре

Это шанс для развития в условиях стагнации авиаперевозок в России
S7 Group создает авиакомпанию на Кипре/ А. Махонин/ Ведомости

«Очевидно, что S7 не просто ищет знаний, это заявка на присутствие на европейском рынке, который в отличие от российского растет и объемы которого несопоставимо больше, – отмечает глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Интерес к нему у S7 появился еще до ухода «Трансаэро» и значительного усиления «Аэрофлота» на международных направлениях». «Российских перевозчиков давно привлекают европейский рынок и существующий там режим открытого неба, – говорит аналитик Раффайзенбанка Константин Юминов. – Но конкуренция очень высока, и зарабатывать на нем сейчас непросто даже лидерам».

О создании авиакомпании на Кипре рассказал в среду совладелец S7 Group (в нее входят авиакомпании «Сибирь» и «Глобус») Владислав Филев. Планируется, что новый перевозчик начнет полеты в конце года. Новая компания будет базироваться в аэропорту Ларнаки и выполнять регулярные сезонные рейсы по Европе, приоритетные направления – в Лондон, Грецию, возможно, и в Россию. Поскольку киприотов в Англии называют Чарли, авиакомпания будет называться Charlie Airlines, в парке у нее будет два самолета A319, которые она получит от «Сибири», добавил Филев.

S7 будет принадлежать около 40% в авиакомпании, так как европейское законодательство запрещает нерезиденту контролировать перевозчика из Евросоюза. 60% будет у европейских партнеров, рассказал Филев, не называя последних. По данным кипрского реестра, Charlie Airlines ltd. была зарегистрирована в конце января, 40% в ней принадлежит S7 Group, 60% – созданной также в конце января Charlie Holdings ltd., ее единственный владелец – Филев. «Компания только создается, S7 не планирует контролировать ее через аффилированных лиц», – парирует человек, близкий к акционерам группы. Проект, по его словам, позволит изучить правила игры на европейском рынке. Возможно, за ним последуют и другие. «Экономика у S7 неплохая – почему бы не попробовать?» – продолжает собеседник «Ведомостей». По его словам, менеджмент в кипрской компании будет частично из S7, а два самолета – это минимум для регистрации авиакомпании. Как будет расти парк, пока не известно, добавляет собеседник «Ведомостей».

В Европе лучше летается

$6,9 млрд чистой прибыли получили европейские авиакомпании за 11 месяцев 2015 г., гласят данные IATA. Российские перевозчики, по данным АЭВТ, в первом полугодии (еще до закрытия Украины, Египта и Турции) имели 28 млрд руб. чистого убытка

В конце февраля второй совладелец S7 – Наталья Филева говорила, что группа рассматривает возможность покупки болгарской авиакомпании, чтобы возить россиян в Болгарию напрямую через Украину. Последняя с 25 октября запретила российским авиакомпаниям пролет над своей территорией. Вчера Филев сказал, что в Болгарии все в самой начальной стадии. Кипр для новой авиакомпании, по его словам, выбран потому, что в стране недавно обанкротился национальный перевозчик Cyprus Airlines, освободилась ниша.

«Правила Евросоюза разрешают нерезиденту владеть не более 49% авиакомпаний, при этом запрещен непрямой (через аффилированных лиц) и управленческий контроль», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Впрочем, это не останавливает инвесторов-нерезидентов. Например, Etihad Airways из ОАЭ владеет крупными миноритарными пакетами нескольких европейских авиакомпаний, в том числе 49% в Alitalia. Возможно, Etihad Airways контролирует европейских конкурентов. Но, как показывает опыт в других отраслях, Евросоюз рано или поздно обязательно проведет расследование, рассуждает Рыбак.

Компания, которая может быть эффективной на трудном и зарегулированном российском рынке, может претендовать на неплохие позиции в Европе, спорит Пантелеев. Если же найти надежного партнера, то вполне можно защищать собственные интересы и проводить свои решения и с миноритарным пакетом, добавляет он.