«Нева милк» планирует экспортировать твердые сыры в Азию

Компания уже вложила 2 млн евро в линию фасовки твердых сыров
Инвестиции в линию по нарезке и фасовке сыров составили 2 млн евро/ Е. Егоров/ Ведомости

Группа компаний «Нева милк» вчера запустила в Петербурге линию по нарезке и фасовке твердых сыров мощностью 350 т в месяц. Объем инвестиций в установку составил 2 млн евро, из них половина – это собственные средства, остальное – лизинг и кредиты, объясняет совладелец и президент «Нева милк» Альберт Суфияров. По его словам, компания планирует экспортировать продукцию в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Площадь завода в Петербурге – 5000 кв. м, мощность – 2000 т сыров и масла в месяц, он работает с полной загрузкой, рассказывает Суфияров. По его словам, площадка исчерпала возможности для расширения, поэтому компания сконцентрируется на инвестициях в завод в городе Грязовце Вологодской области. Его площадь 10 000 кв. м, там производятся белые рассольные сыры (моцарелла и фета), говорит Суфияров. «Нева милк» за полтора года вложит 200–250 млн руб. в увеличение мощности с 450 до 1000 т в месяц, рассказывает Суфияров. По его словам, сроки окупаемости обоих проектов – 3–5 лет. Основными трудностями он называет низкое качество сырья и его дефицит. По его словам, в Вологодской области компания покупает молоко у фермеров, а на петербургской площадке использует полуфабрикат (сухое молоко), в планах – развитие собственного производства молока.

«Нева милк» основана более 20 лет назад, сказано на ее сайте. Выпускает продукцию под брендами «Тысяча озер», «Сиртаки», «Город сыра» и др. и реализует ее в России и странах СНГ. Доля «Нева милк» на рынке Петербурга – 25–30%, в России – 4–5%, говорит Суфияров. По данным euromonitor, доля «Нева милк» в России за 2015 г. по сырам – 2%, по маслам и жирам – 0,5%.

Основными конкурентами Суфияров называет финский концерн Valio, датско-шведскую Аrla Foods и белорусскую «Савушкин». «Нева милк» и до эмбарго развивала проекты, настаивает Суфияров.

Российские продажи Arla Foods сократились за 2015 г. в 2,7 раза до 39 млн евро, говорится в годовом отчете. Продажи Valio в прошлом году упали с 8000 до 2000 т продукции в месяц, следует из материалов концерна за июль 2015 г. В этом году Valio и Arla Foods планируют увеличить выпуск продукции на партнерских предприятиях в России.

Из-за курсовой разницы отечественная продукция становится конкурентоспособной на внешнем рынке, особенно в Юго-Восточной Азии, говорит председатель правления объединения Союзмолоко Андрей Даниленко. По его словам, при экспорте наценка на сыры выше, чем на внутреннем рынке, при этом есть смысл экспортировать твердые сорта сыров с длительным сроком хранения. В общей структуре продаж «Нева милк» экспорт не займет более 2–3%, говорит Даниленко. Внутренний рынок еще не насыщен, у производителей есть потенциал для наращивания объемов, несмотря на то что потребление сыров в России в последний год стагнирует из-за роста цен, добавляет он.