В Бельгии скоро появится пивопровод

Его владелец нашел необычный повод финансировать строительство, который понравится каждому любителю пива
По трубе под улицами Брюгге будет перемещаться 5700 литров пива в час/ WSJ / Mahaux

Ксавье Ваннесте, владелец пивоваренной компании De Halve Maan («Половина Луны»), близок к воплощению мечты – построить пивопровод. Однажды утром четыре года назад он проснулся и увидел через окно, как рабочие прокладывают кабель на средневековой площади перед его домом в Брюгге, на которой находится и его пивоварня. Как утверждает Ваннесте, это сразу помогло ему найти решение проблем с транспортировкой пива на грузовиках по узким улочкам города.

«Все началось с шутки. Никто не верил, что это сработает», – говорит Ваннесте о строительстве пивопровода, которое должно завершиться через несколько недель.

Пивопровод будет соединять пивоварню De Halve Maan с заводом по розливу пива, который находится более чем в 3 км от центра Брюгге. Пиво по нему будет течь со скоростью 19 км в час. Таким образом, за час можно будет транспортировать почти 5700 л, и компании больше не потребуется сотни раз в год использовать грузовики. В основном пивопровод будет находиться на глубине около 1,8 м под землей, но в некоторых местах – на глубине 30 м. Вкус пива от транспортировки таким необычным образом не испортится, уверяют в De Halve Maan.

Вскоре после того, как было объявлено о проекте, жители Брюгге начали мечтать о том, как бы сделать отвод от пивопровода – некоторых на эти мысли натолкнула сатирическая передача на местном телевидении, где говорилось, что в домах вдоль пивопровода могут быть установлены личные пивные краны. Незаконно выкачивать пиво из полиэтиленовых труб будет невозможно, так как они, по словам Ваннесте, прочнее стали. Но всеобщее внимание натолкнуло его на другую идею. Ему удалось отчасти профинансировать проект стоимостью 4 млн евро, предложив людям в обмен на инвестиции пожизненные поставки пива. Любители напитка вложили в строительство около 300 000 евро. При этом им были предложены три варианта. Самый дорогой из них – «золотое» членство за 7500 евро, за которое человек в течение всей жизни будет ежедневно получать бутылку пива Brugse Zot объемом 0,33 л (розничная цена 1,7 евро), а также получит 18 персонализированных стаканов.

Одним из 21 жителя Брюгге, которые выбрали такой вариант, стал владелец местного ресторана Филип Ле Лу. Также он приобрел «бронзовое» членство стоимостью 220 евро (дает право на одну бутылку пива объемом около 0,7 л в год) для 12 своих сотрудников. «В общей сложности я вложил более 10 000 евро, – говорит 35-летний Ле Лу. – По моим подсчетам, моя инвестиция окупится, если я буду получать свое бесплатное пиво в течение 15 лет».

В 2015 г. De Halve Maan экспортировала в США около 200 000 литров своих наиболее популярных брендов – Brugse Zot и Straffe Hendrik. Это вдвое больше, чем в 2014 г. Преподаватель музыки Рональд Мартин из Буффало, штат Нью-Йорк, стал одним из 76 иностранцев, которые тоже инвестировали в проект. Как отмечает Мартин, он убедился, что пивопровод на самом деле строится, когда посетил Брюгге, и захотел стать первым американским инвестором. Когда Мартин вошел в пивоварню, секретарь уже принимала звонок от другого американца, поэтому он немедленно принес деньги. «Когда речь идет о пивопроводе, все думают что это шутка. Но на самом деле это серьезная вещь», – утверждает Мартин.

На некоторых спортивных аренах в Европе уже есть пивопроводы, но они идут над землей. В датском городе Раннерс подземный трубопровод поставляет пиво в некоторые бары, а на ежегодном фестивале «Октоберфест» в Германии проводятся пивопроводы к некоторым тентам. Также в Кливленде, штат Огайо, компания Great Lakes Brewing транспортирует пиво по трубопроводу из своей пивоварни в бар, который находится на другой стороне улицы.

Власти Брюгге, который в 2015 г. посетили 6,6 млн туристов, давно искали способ уменьшить движение транспорта в городском центре, который входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому мэр города Ренат Ландойт называет пивопровод «огромным достижением». Он признается, что готов даже подумать о строительстве трубопроводов для таких товаров, как шоколад, которым тоже знаменита Бельгия. «Мы приветствуем всех, кто предлагает альтернативные виды транспорта», – говорит Ландойт.

Строительство пивопровода привлекает внимание многих прохожих. «Он стал достопримечательностью, – отмечает Ален де Пре, который руководит строительством. – Люди фотографируют его чаще, чем любой другой памятник поблизости».

Перевел Алексей Невельский