Airbus планирует использовать роботов-гуманоидов
Они будут помогать рабочим выполнять наиболее утомительные заданияAirbus с учеными из Франции и Японии разрабатывает роботов-гуманоидов, которые будут работать на сборочных линиях и внутри самолетов бок о бок с людьми. Это значительный прогресс в использовании промышленных роботов. Компания надеется, что такие создания появятся на ее заводах через 10-15 лет.
В использовании роботов производители самолетов отстают от автопроизводителей, поскольку из-за меньших объемов и более длительного цикла производства им сложнее извлечь из этого выгоду. Но роботы, способные сотрудничать с людьми, могут изменить ситуацию. Airbus вместе с японской Joint Robotics Laboratory реализует четырехлетний исследовательский проект по разработке легких и ловких гуманоидов, которые смогут выполнять комплексные производственные задания. Кроме того, они будут оснащены сенсорами, чтобы не нанести вреда человеку. При этом гуманоиды не заменят рабочих, указывает Airbus, их использование на сборочных линиях должно «помочь операторам на наиболее муторных и физически утомительных этапах производственного процесса, позволив высококвалифицированным сотрудникам выполнять задания, создающие добавленную стоимость».
Продажи таких роботов в ближайшие четыре года должны увеличиться со $100 млн до почти $3 млрд, прогнозирует аналитик Barclays Джеймс Стеттлер. В конечном итоге они могут занять половину глобального рынка роботов объемом $32 млрд, считает Андреас Бауэр, начальник отдела стратегического маркетинга в производителе роботов Kuka и председатель комитета поставщиков в Международной федерации робототехники.
Пока немногие компании задумывались о перспективе использования гуманоидов в производстве. Но Airbus надеется, что разрабатываемые ею роботы смогут работать в труднодоступных частях самолетов. Чтобы гуманоиды могли выполнять разнообразные функции, их алгоритмы будут протестированы на реальных заданиях в разных подразделениях Airbus. «Мы хотим, чтобы эти роботы выполняли физически наиболее трудные задания, где требуется, например, поднимать и долго держать руки высоко над головой или очень низко опускаться. Рабочие не хотят делать такую работу, и роботы им помогут, – говорит участвующий в проекте Адриен Эксанд. – Мы уже продемонстрировали возможности этих роботов, теперь должны доказать их промышленную надежность».
Уровень автоматизации производства повышает не только Airbus, но и ее американский конкурент Boeing. Компании пытаются сделать производство более эффективным, чтобы справиться с большим объемом заказов. В ближайшие пять лет Airbus планирует ежегодно внедрять новые технологии, а в конце 2015 г. начала испытывать небольших роботов на колесиках, которые передвигаются внутри фюзеляжа одновременно с рабочими. В свою очередь Boeing использует управляемых роботов для производства фюзеляжей пассажирских самолетов 777. Их ставят на платформы внутри самолетов, и они вместо людей устанавливают более 60 000 крепежных изделий.
Перевел Алексей Невельский