«Трансаэро» сможет отсудить у Росавиации 620 млн рублей

Верховный суд принял сторону авиакомпании-банкрота, посчитав, что долги не повод не выплачивать субсидии
Повторное рассмотрение по иску на 26 млн руб. начнется 27 сентября/ Евгений Разумный/ Ведомости

Верховный суд 17 июля вынес определение по иску банкротящейся «Трансаэро» к Росавиации на 26 млн руб., а 10 августа – по аналогичному иску на 595 млн руб., говорится на сайте суда. Суд в обоих случаях отменил решения трех предыдущих инстанций, которые ранее отказали компании, и направил дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Москвы. По иску на 26 млн руб. повторное рассмотрение начнется 27 сентября.

Росавиация в конце 2015 г. отказалась выплачивать «Трансаэро» субсидии за перевозки в Калининград и на Дальний Восток под тем предлогом, что у авиакомпании была задолженность по налогам и другим платежам в бюджет. К сентябрю 2015 г. у «Трансаэро» (второго крупнейшего игрока на российском рынке) кончились средства на операционную деятельность, ее долги оценивались в 250–260 млрд руб., в октябре Росавиация аннулировала ее сертификат эксплуатанта, в декабре 2015 г. в компании введено наблюдение.

«Трансаэро» стала взыскивать субсидии через суд. «Отсутствие долгов перед бюджетом необходимо, чтобы заключить договор с Росавиацией об организации субсидируемых перевозок, для получения субсидий за фактически выполненные перевозки такого требования нет», – говорит представитель «Трансаэро».

На пособия

Эти средства будут направлены на погашение долгов «Трансаэро» кредиторам первой очереди, в том числе на долги по выходным пособиям. Менеджмент компании уже полностью погасил долги по зарплатам и отпускам на сумму более 4 млрд руб., говорит представитель «Трансаэро».

Три предыдущие инстанции принимали аргумент Росавиации о долгах перед бюджетом и подкрепляли свои решения ссылками на Бюджетный кодекс. Но коллегия Верховного суда указала, что судам в данной ситуации надо в первую очередь учитывать не общие нормы, а специальные, т. е. правила предоставления субсидий за организацию перевозок. А этот документ не требует для получения субсидий предоставить справки об отсутствии задолженности перед бюджетом, нет такого требования и в договоре «Трансаэро» с Росавиацией. Следовательно, суды существенно нарушили нормы права, без соблюдения которых невозможна защита законных интересов «Трансаэро», говорится в определении Верховного суда по первому иску. По второму мотивировочная часть еще не опубликована, но требования исков идентичны по сути и отличаются только суммой, рассматривали их те же судьи.

«Когда Верховный суд дает определенное толкование, то нижестоящие суды, как правило, ему следуют. В данном случае при таких формулировках Верховного суда нижестоящим инстанциям сложно будет отказать в исках. Только если ответчиком будут найдены другие аргументы», – говорит управляющий партнер коллегии «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Ковалев. «Мотивировка позиции Верховного суда, строго говоря, необязательна для нижестоящих судов, но они ее учитывают, и с высокой вероятностью теперь иски будут удовлетворены», – согласен партнер BGP Litigation Александр Ванеев.

Невыплаченные «Трансаэро» субсидии за 2015 г. будут направлены на субсидирование авиаперевозок в 2016 г., говорил в начале прошлого года министр транспорта Максим Соколов. Если суды примут решения в пользу истца, то эти расходы должны будут быть включены в бюджет на следующий год, добавляет Ковалев. Сейчас в реестр кредиторов «Трансаэро» включены требования примерно на 250 млрд руб., говорит представитель компании. Предложение о создании новой авиакомпании сделано всем крупнейшим кредиторам, решение они будут принимать на первом собрании кредиторов, которое еще не назначено, добавляет собеседник.

Представитель Росавиации на запрос не ответил.