Альянс авиакомпаний Red Wings и «Нордавиа» станет одним из лидеров рынка

Объединенная авиакомпания может стать 10-м по величине российским авиаперевозчиком
Объединенный авиаперевозчик может получить название Red Wings / Нордавиа

Акционеры Red Wings и «Нордавиа» решили объединить их в один холдинг, говорится в релизе компаний. Первая контролируется лизинговой компанией «Ильюшин финанс» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию), вторая – Сергеем Кузнецовым. Доли партнеров в будущем холдинге не раскрываются. Два человека, близких к разным сторонам готовящейся сделки, говорят, что оценка обеих авиакомпаний еще продолжается. Но есть понимание, что доли распределятся в пропорции примерно 50/50.

Red Wings – 13-я по пассажиропотоку российская авиакомпания, в январе – августе увеличила перевозки на 52% до 1 млн человек, «Нордавиа» – 17-я, увеличила перевозки на 28% до 799 000 человек. По суммарному пассажиропотоку холдинг может претендовать на 10-е место в списке крупнейших авиакомпаний. Ведь он лишь немногим уступит «ВИМ-авиа», которая практически прекратила полеты.

Укрупнение бизнеса даст возможность повысить финансовую устойчивость компаний, провести полноценное обновление самолетного парка, создать единую маршрутную сеть и повысить эффективность работы, говорится в релизе. Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев объяснил «Ведомостям», что все коммерческие функции – продажи, обеспечение сервиса, юридическая поддержка, связи с органами власти и общественностью – перейдут в холдинговую компанию и не будут дублироваться. Это позволит сократить издержки. Так работает второй игрок в России – S7 Group: холдинговая компания владеет авиакомпаниями «Сибирь» и «Глобус» и определяет их коммерческую политику. За самими компаниями останутся лишь функции, требуемые федеральными авиационными правилами: обеспечение безопасности полетов и поддержание летной годности, добавил Ключарев.

Представитель «Ильюшин финанс» тему не комментирует, с Кузнецовым связаться в понедельник не удалось.

Объединить авиакомпании Кузнецов задумал еще весной 2016 г. – тогда он только купил у «Норникеля» «Нордавиа» и еще оставался владельцем Red Wings, правда передавал 75% последней «Ильюшин финанс» в счет части долга авиакомпании за лизинг самолетов. В итоге Кузнецов отдал за долги 100% Red Wings, а переговоры об объединении застопорились. Правда, «Нордавиа» и Red Wings в 2016 г. создали альянс: заключили кодшеринговое соглашение, объединили маршрутные сети, стали стыковать свои рейсы (обе летают в «Домодедово», но Red Wings делает акцент на юг, «Нордавиа» – на Северо-Западный регион) и объединили агентские сети по продаже билетов.

Подхватили самолеты

В этом году Росавиация не разрешила «Нордавиа» из-за долга перед сейшельской World Best Trade (WBT) в 12 млрд руб. ввести в парк новый тип самолета Airbus 320 (сейчас у нее девять возрастных Boeing 737-500). За четыре А320 уже были заплачены авансы, не подлежащие возврату. Лизингодатель разрешил в счет авансов взять самолеты Red Wings, рассказал знакомый Кузнецова. Права требования к «Нордавиа» WBT получила мошенническим путем, говорил топ-менеджер авиакомпании. Против предполагаемого бенефициара WBT Дмитрия Чертка возбуждено дело по статье «Мошенничество», долг в рамках дела арестован, его нельзя предъявить к погашению.

На период объединения каждая из компаний будет работать под своим брендом, потом у холдинга появится новое название, говорится в релизе. Вопрос единого бренда еще не обсуждался, но на поверхности лежат два варианта: либо Red Wings как более сильный из двух, либо SmartAvia – так Кузнецов планировал переименовать «Нордавиа», ребрендинг уже частично запущен, говорит человек, близкий к одной из сторон.

«Объединение двух небольших авиакомпаний со своими проблемами не сильно поможет им в конкурентной борьбе, задача доходно загрузить борта останется», – скептичен ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов. Нужна сильная стратегия, так как ставка на низкую цену рискованна, продолжает эксперт. Но он не видит, что холдинг мог бы противопоставить «Аэрофлоту», S7 и «Уральским авиалиниям» в сегменте регулярных перевозок. В чартерных тоже высока конкуренция, продолжает Борисов.

С 2015 г. обанкротились две частные авиакомпании («Трансаэро» и «Когалымавиа»), практически обанкротилась «ВИМ-авиа». Частная Red Wings в этом году стала квазигосударственной. «Нельзя сказать, что государство намеренно усиливает свою роль в авиационных перевозках. Наоборот, для частных инвесторов участие в бизнесе государства дает некую гарантию выживания в низкомаржинальной и высококонкурентной отрасли», – отмечает аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.

Человек, близкий к Кузнецову, уверяет, что объединение не связано с финансовыми проблемами. В 2016 г. «Нордавиа» впервые за много лет получила прибыль (350 млн руб., рассказывал Кузнецов), этот год тоже будет прибыльным, говорит собеседник.

В 2018 г. трафик холдинга может превысить 3,5 млн человек, сообщается в релизе. В 2016 г. авиакомпании перевезли в сумме 1,88 млн человек.