«Ренова» готова продать электроэнергетическую компанию «Т плюс»

Актив уже в третий раз предлагается «Газпромэнергохолдингу»
В 16 регионах страны «Т плюс» принадлежит 61 электростанция общей мощностью 15,7 ГВт. / ПАО «Т Плюс»

Принадлежащая Виктору Вексельбергу «Ренова» вернулась к идее о продаже «Т плюс» структуре «Газпрома» – «Газпромэнергохолдингу», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на два источника. Предложение было сделано на прошлой неделе и пока носит неофициальный характер, уточняет агентство. Параллельно ведутся переговоры с Федеральной антимонопольной службой, которая заблокировала потенциальную сделку между двумя компаниями в 2015 г., пишет «Интерфакс».

Переговоры о возможном слиянии двух компаний идут, подтвердил «Ведомостям» федеральный чиновник. Представитель «Газпрома» комментировать вопрос по существу не стал: «с учетом новых санкций каких только инвестиционных идей не витает в воздухе». Его коллега из «Реновы» отказался от комментариев. Представитель «Газпромэнергохолдинга» говорит, что компания не получала «никаких официальных предложений».

Слияние «Т плюс» с «Газпром энергохолдингом» – часть программы антисанкционных мер, которые были предложены Вексельбергом правительству, сообщал со ссылкой на свои источники «Коммерсантъ»: бизнесмен выразил готовность выйти из энергетического бизнеса.

«Т плюс» входит в четверку крупнейших российских энергокомпаний. Эффективная доля Вексельберга в «Т плюс» более 60%, сообщал директор «Т плюс» по экономике и финансам Кирилл Лыков в ноябре 2017 г. в интервью «Интерфаксу».

В 16 регионах страны «Т плюс» принадлежит 61 электростанция общей мощностью 15,7 ГВт. Рыночная стоимость такого актива может оцениваться примерно в 100 млрд руб., посчитала аналитик АКРА Наталья Порохова. Теоретически она могла бы быть и выше, но «у «Т плюс» рентабельность ниже среднеотраслевой – 14% по операционному потоку. Средний показатель по отрасли сейчас - около 25%. Это связано с тем, что половину выручки формируют низкодоходные сегменты – производство тепла и сбыт электроэнергии, объясняет Порохова.

6 апреля Вексельберг и «Ренова» попали под санкции США. После этого бизнесмен начал снижать долю в зарубежных активах. Сначала он продал 14,59% в швейцарской компании Sulzer ей же самой, чтобы снизить свою долю ниже контрольной. А затем отдал часть своего пакета в швейцарских Oerlikon и Schmolz + Bickenbach партнерам по «Ренове» и ее менеджерам.

Идее объединить обе компании семь лет. Первая попытка слияния предпринималась в 2011 г. Предполагалось, что контроль останется у «Газпрома», а «Ренова» получит в СП 25% плюс 1 акция. Но против сделки выступила ФАС: она привела бы к созданию самой крупной энергокомпании в России. Вторая попытка состоялась в 2014-2015 гг., но также до завершения сделки не дошло.

В условиях санкций речи о денежной сделке, видимо, идти не может. Компания - покупатель санкионного актива рискует сама оказаться под действием санкций, говорит партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. «Вероятнее всего, участники готовящейся сделки консультируются с OFAC о возможных условиях и последствиях ее совершения. Это совершенно официальная практика в Вашингтоне», - добавляет юрист. По мнению партнера BMS Law Firm Дениса Фролова, если собственник «Т-плюс» сменится на несанкционного, то, юридически, это выведет компанию из-под санкций.

Определение «существенной сделки» не подразумевает ее обязательного денежного характера, отмечает Тертычный. «Из данных госдепа США следует, что «существенной» может быть признана та сделка, которая касается отраслей, связанных с безопасностью или разведкой, – отмечает юрист. – «Т плюс» обеспечивает энергоснабжение более 40 промышленных предприятий в регионах присутствия. Вполне возможно, там будут и оборонные предприятия».

Сама по себе энергетика к санкциям не очень чувствительна, отмечает Порохова. «Долг рублевый, внутренний. Единственный момент - потенциальные проблемы с покупкой оборудования в среднесрочной перспективе», – говорит Порохова. Сейчас в правительстве обсуждается программа модернизации тепловых станций – 40 ГВт мощностей. «Т плюс» видит в новой программе ДПМ возможность перейти к новым технологиям, внедряя установки на базе газовых турбин (ПГУ). Но турбины подходящей для этого мощности в России не производятся. А их приобретение санкционной компанией может стать проблемой.