Как Робин Денхолм прошла путь от заправщика на бензоколонке до топ-менеджера Tesla

У нового председателя совета директоров Tesla богатый опыт сокращения издержек и реструктуризации бизнеса
Робин Денхолм, председатель совета директоров Tesla/ AP

Осенью этого года Илон Маск вынужден был уйти с поста председателя совета директоров Tesla (но сохранил должность гендиректора и члена совета) в результате досудебного соглашения с американской Комиссией по рынку ценных бумаг (SEC). Такой оказалась цена твита, который предприниматель опубликовал в августе.

Тогда Маск написал, что сделает Tesla непубличной компанией, и пообещал выкупать акции на 20% дороже, чем они торговались на тот момент. «Финансирование уже обеспечено», – уверял Маск, а единственная якобы оставшаяся преграда – получить одобрение акционеров. Акции рванули вверх. Но вскоре выяснилось, что совет директоров только начал обсуждать сделку, а денег для нее нет. Всего через 17 дней Маск дал задний ход и публично отказался от идеи.

Кто его дернул

Существует несколько версий, почему Маск опубликовал тот злополучный твит. По одной из них, Маск давно мечтал превратить Tesla в частную компанию, чтобы быть свободнее в бизнес-решениях. (Прецеденты были: например, в 2013 г. Майкл Делл выкупил созданную им компанию Dell с рынка за $24,9 млрд. Но бизнес Dell был много меньше бизнеса Tesla, а главное, компания Делла в отличие от компании Маска имела положительный денежный поток.)

Tesla Inc., производитель электромобилей

Акционеры (данные Refinitiv): основатель компании Илон Маск (19,6%), в свободном обращении – 75%. 
Капитализация – $60,2 млрд. 
Финансовые показатели (девять месяцев 2018 г.): выручка – $11,6 млрд, чистый убыток – $1,3 млрд.
Производство (2017 г.) – 103 184 автомобиля.

По другой версии, этим твитом Маск хотел произвести впечатление на даму своего сердца – канадскую певицу Граймс.

Наконец, это могла быть одна из шуток Маска вроде первоапрельского сообщения о банкротстве Tesla, разыгранная, возможно, под кайфом. Сторонники этой версии указывают на символичность стоимости выкупа, $420 за акцию, объявленной Маском. В США даты пишутся отлично от Европы: год/месяц/день, и 420 можно прочитать как «апрель, 20» – день марихуаны в США.

В сентябре Маск давал интервью интернет-проекту Joe Rogan Experience и затянулся косяком на камеру. Ведущий Джо Роган взял его на слабо – мол, из-за негативной реакции акционеров Маск не осмелится публично курить травку. Но Маск обращался с косяком так, как будто ему не впервой.

С точки зрения закона все было в порядке: в Калифорнии с 1 января этого года разрешено курить в рекреационных целях. Но инвесторам интервью действительно пришлось не по вкусу: на ближайшем открытии торгов акции Tesla рухнули на 10%.

Твит, что Tesla станет непубличной компанией, принес создателю компании еще больше неприятностей. Инвесторы жаловались на миллионные потери из-за скачков курса, и в конце сентября SEC подала в суд с обвинением в мошенничестве. Маск поначалу рвался в бой, но через три дня передумал судиться и пошел на сделку с регулятором. По итогам досудебного урегулирования Маск и Tesla выплатили по $20 млн штрафа каждый, согласились ввести до конца декабря в совет еще двух независимых директоров и согласовывать все публикации Маска о Tesla с комитетом, который будет специально создан в компании для этой цели. Наконец, до 13 ноября Маск должен был на три года уступить пост председателя совета директоров независимому кандидату.

Маск разразился серией издевательских твитов. Мол, он упразднил все свои посты и будет работать в компании «никем». А SEC на самом деле расшифровывается как Shortseller Enrichment Commission («Комиссия по обогащению игроков на понижение»). Однако договоренности Маск соблюдает и на прошлой неделе объявил, что передал пост председателя совета директоров Tesla Робин Денхолм, которая входит в совет с 2014 г.

Девочка с бензоколонки

Денхолм – гражданка США и Австралии. Она родилась в городке Милпер под Сиднеем. Семья владела бензозаправкой, на которой Робин начала трудиться еще в детстве. Заправляла машины, научилась их ремонтировать, а еще проявила талант к математике и вместо родителей вела счета.

«Жизнь у нас одна, и прожить ее надо на полную катушку», – говорила Денхолм австралийскому изданию Vogue. Она долго выбирала, в какой отрасли хочет работать. «В школе я любила науку. Увлекалась физикой, химией, биологией и думала, что моя работа будет с ними связана. Но, получив аттестат, вдруг поняла, что не так уж и предана этим дисциплинам», – рассказывала она VoicePlus. Так что она решила попробовать силы в том, что у нее неплохо получалось на бензозаправке, – в финансах. Получив диплом по бухгалтерскому делу Университета Сиднея, устроилась аудитором в Arthur Andersen.

Из автопрома — в IT

Одним из клиентов начинающего финансиста в Arthur Andersen была Toyota. В 1989 г. Денхолм перешла в эту компанию и добралась до поста старшего финансового менеджера в Австралии. И там нашла новое приложение своим силам, рассказывала она Australia Sky Business: «Я работала с рядом IT-команд Toyota, и это пробудило во мне интерес к отрасли, которого я в себе до определенного момента не подозревала». В 1996 г. она приняла приглашение Sun Microsystems и переехала из Мельбурна в Сидней.

В Австралии у этих компаний был относительно небольшой бизнес, объясняла она The Australian Financial Review. Так что ей приходилось быть специалистом во многих областях сразу. Она научилась разбираться в операционной системе Unix, процессорах RISC, технологии Thin Client. Страсть вникать в разные аспекты бизнеса она пронесет через всю карьеру: «Я невероятно любопытна <...> и хочу понять, как все устроено, – рассказывала она сайту консалтинговой компании Odgers Berndtson. – Любой топ-менеджер уровня С (т. е. должность которого начинается с chief: CEO, COO, CFO и т. д. – «Ведомости») должен понимать, как работает компания и как отдельные ее составляющие складываются воедино, чтобы осознавать финансовые и стратегические последствия каждого решения».

Дорога в США

Дважды руководство Sun Microsystems звало Денхолм переехать на работу в США, но она отказывалась (первый раз пришелся на разгар бракоразводного процесса). Но когда в 2001 г. ее позвали в третий раз, Денхолм испугалась, что больше случая не представится, и с двумя малолетними детьми перебралась в Колорадо.

В первые годы пришлось непросто, признавалась она The Australian Financial Review. В Америке многое совсем непохоже на Австралию. Например, чувство юмора. Или бизнес-этикет. Чтобы избежать неловких моментов, она в начале встреч заранее просила извинить ее за австралийскую прямолинейность. Так возник ее образ человека, отличающегося прямотой. Другая черта, которую отмечают ее коллеги, – прагматизм. За это она благодарит преподавателей: «Австралийская система образования потрясающа: она учит логически мыслить».

В Sun Microsystems она прошла путь до директора по стратегии, но в 2007 г. перешла на должность финансового директора в Juniper Networks. Эта компания производит роутеры, коммуникаторы, маршрутизаторы и прочее телекоммуникационное оборудование и программное обеспечение для него.

Juniper Networks торговалась, как многие технологические компании, на NASDAQ. Денхолм в 2009 г. вывела ее на Нью-Йоркскую фондовую биржу, где обращаются акции многих ее клиентов. В том же году ей довелось защищать стратегию руководства перед инвесторами – задача, с которой ей теперь постоянно придется сталкиваться в Tesla. В 2009 г. акционеры Juniper Networks требовали на 10% сократить штат и урезать расходы на R&D. Компания отказалась. За год Денхолм пришлось провести 290 встреч с инвесторами и внутренних собраний, пишет VoicePlus. Но по итогам года рынок сжался на 20%, а выручка Juniper Networks – только на 7%, причем операционная рентабельность снизилась на 4%.

Круг обязанностей Денхолм по-прежнему был гораздо шире финансов. Как она сама говорила The Australian Financial Review, «то, что я делаю в области инноваций и финансов [скорее подходит] для должности стратегического партнера». В 2013 г. в знак признания этого ей добавили должность операционного директора. Денхолм неплохо знали в компаниях-клиентах, две из которых сыграют важную роль в ее будущем. Их названия довольно похожи: Telstra и Tesla.

Telstra и Tesla

В середине 2016 г. Денхолм уволилась из Juniper Networks и собиралась целый год посвятить путешествиям и игре в гольф с новым мужем. Но уже через пять месяцев ее соблазнили вернуться в Австралию и стать операционным директором местной телекоммуникационной компании Telstra. «Это был шанс, мимо которого я просто не смогла пройти», – говорила она Odgers Berndtson. И подшучивала, сравнивая старую и новую работы: это рыба побольше в пруду поменьше.

Гендиректор Telstra Эндрю Пенн долго наблюдал за карьерой Денхолм и считал, что именно она была движущей силой реструктуризации Juniper Networks, благодаря которой в 2007–2016 гг. выручка компании выросла с $2,8 млрд до $4,9 млрд. Возглавляемая Пенном Telstra как раз стояла на пороге перемен. Амбициозные планы покорения Азии отложили в долгий ящик, издержки за пять лет решено было сократить на 1 млрд австралийских долларов, штат – на четверть, но совершить прорыв в области цифровых технологий в целом и 5G в частности.

«Мы вкладываем $3 млрд <...> чтобы изменить способ обслуживания клиентов, – рассказывала Денхолм Odgers Berndtson. – Основные вложения идут в бизнес-аналитику и диджитализацию. <...> Наши инвестиции порождают и новые источники прибыли – например, интернет вещей».

Ее должность в Telstra звучала как финансовый директор, но занималась Денхолм по-прежнему всем. В признание этого 1 октября 2018 г. одновременно с финансовым директором ее сделали и директором по стратегии. А месяц спустя было объявлено о ее новой должности в Tesla.

Денхолм останется в Telstra еще полгода: именно за такой срок по контракту она обязана предупредить об увольнении. А потом сосредоточится исключительно на руководстве советом директоров детища Маска. Это редкость в корпоративном мире, когда ради поста председателя совета директоров уходят с остальных постов, отмечает WSJ. Пока непонятно, собирается ли Денхолм переехать из Австралии обратно в США и чем она намерена заниматься между заседаниями совета: путешествовать и играть в гольф с мужем или же разбираться в тонкостях бизнеса Tesla и неотступно следить за Маском.

Справится ли Денхолм с Маском?

Денхолм ездит уже на третьей машине Tesla. Заказ на первую, Model S, она сделала в 2014 г. И в том же году получила предложение войти в совет директоров Tesla. «Я фанат машин и инноваций, так что Tesla <...> отлично мне подходит», – цитирует ее Odgers Berndtson.

За четыре года работы в совете директоров Tesla она получила щедрое вознаграждение – по оценке FT, $17 млн опционами. Теперь она станет зарабатывать $300 000 наличными в год и получать ежегодно по 8000 акций.

Акционеры Tesla давно критикуют совет директоров компании за то, что почти все его девять членов тесно связаны с Маском. Стив Джурветсон – один из директоров SpaceX (другой компании Маска), Айра Эренпрайс – инвестор SpaceX, Брэд Басс был финдиректором купленной в 2016 г. Tesla компании SolarCity, Антонио Грасиас – лучший друг Илона, а Кимбал Маск – вообще его брат.

Денхолм официально независимый директор. Но так ли она независима? Денхолм наравне с другими директорами поддерживала Маска – в том числе в истории со злосчастным твитом, отмечает FT. «Илон [Маск] великий человек, да он просто феномен. Посмотрите, что он создал: компанию с глубоко инновационной культурой, нацеленную изменить мир. Я обожаю компании, которые меняют отрасли», – восторгалась Денхолм (цитата по The Australian).

«Я верю в эту компанию, верю в ее миссию и с нетерпением жду, чтобы помочь Илону [Маску] и команде Tesla добиться устойчивой прибыли и обеспечить долгосрочную акционерную стоимость», – заявила Денхолм после объявления о своей новой должности в Tesla.

Денхолм нужно добиться, чтобы Маск общался с рынком и акционерами так, как подобает гендиректору публичной компании, пишет WSJ. Но вот получится ли у нее – здесь мнения экспертов расходятся.

Проблема № 3

В июле прошлого года началось производство бюджетной Tesla – Model 3, которая стала бестселлером еще до того, как появилась в шоурумах: депозиты за нее внесли сотни тысяч покупателей. К концу 2017 г. будет выпускаться 5000 Model 3 в неделю, обещал Маск. Но эту задачу компания провалила.



В I квартале 2018 г. убыток Tesla составил рекордные $709 млн, во втором оказался еще больше – $717,5 млн. В конце апреля Bloomberg подсчитало, что к концу 2018 г. у компании не останется средств, если она не изыщет дополнительного финансирования. Но дела стали налаживаться. Вопреки всем прогнозам в III квартале Tesla показала прибыль в $312 млн. Это всего лишь третий прибыльный квартал с 2010 г., когда компания стала публичной.



Отметку безубыточности производства Model 3 – 5000 машин в неделю – компания преодолела только в июле 2018 г. И в октябре в США начались продажи этой машины. Дорогие версии стоят $54 000 и $64 000. Ценник на Model 3 с менее мощным аккумулятором, которого хватает на 418 км пробега вместо 500 км, – $45 000.



Маск продолжает излучать оптимизм и обещает, что и в IV квартале, и в последующие годы Tesla останется прибыльной.

«Она не могла контролировать [Маска] прежде. Что теперь-то изменится?» – задается вопросом профессор бизнес-школы Университета Джорджтауна Рохан Вильямсон. «Проблема в том, что совет директоров был неэффективен. Выбор кого-то, кто является составной частью проблемы, не поможет», – вторит ему Чарльз Эльсон из Университета Делавэра (цитаты по FT).

«У нее положительный опыт работы с людьми с большим эго, – сказал FT аналитик Пьер Феррагу из New Street Research. – Робин – полная им противоположность. Она может остаться совсем спокойной, крайне невозмутимой. Она не такая уж заметная личность, но очень хороша в том, чтобы управлять, не являясь формальным лидером».

«Робин по сути своей скорее операционный директор, чем экспрессивный генеральный, – цитирует WSJ экс-гендиректора Sun Microsystems Скотта Макнили. Она вся погружена в задачу, как сделать так, чтобы поезда ходили по расписанию, деньги тратились по назначению, а всех акционеров выслушивали».

«Полагаю, с человеком со стороны Маску было бы трудно работать», – добавляет Росс Гербер, гендиректор Gerber Kawasaki Wealth & Investment Management – одного из акционеров Tesla.

Сама Денхолм считает своим преимуществом то, что немалую часть карьеры работала в компаниях, управляемых их основателями. И то, что она человек действия. Денхолм говорила The Australian: «Я не прыгаю [с парашютом] из самолетов, не бросаюсь с тарзанки и не занимаюсь еще чем-то из этой оперы. Но я беру на себя профессиональные риски. Вы принимаете лучшее решение на основе той информации, которая есть, – и приходится быстро двигаться. Вы никогда не продвинетесь далеко, если не будете ошибаться».

Как выглядят грузовик и спорткар Tesla