Статья опубликована в № 4702 от 23.11.2018 под заголовком: «Новатэк» построил завод «Ямал СПГ»

«Новатэк» закончил строительство «Ямал СПГ»

Компания на год раньше плана запустила третью технологическую линию завода
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В четверг, 22 ноября, «Новатэк» сообщил о завершении строительства третьей очереди «Ямал СПГ». Новый завод произвел первый СПГ в режиме пусконаладочных работ.

«Мы не только добились соблюдения запланированного бюджета, но и запустили третью очередь c опережением первоначального графика более чем на год. Этот факт не имеет аналогов в отрасли, известной частым превышением бюджетов и задержками реализации проектов», – заявил предправления «Новатэка» Леонид Михельсон (цитата по сообщению компании).

Третья технологическая линия «Ямал СПГ» – последняя из запланированных в начальном проекте. По завершении пусковых работ весь завод достигнет проектной мощности в 16,5 млн т в год.

Инвестиционное решение о строительстве завода СПГ стоимостью $27 млрд на базе месторождений полуострова Ямал было принято в 2013 г. Опыт первой и второй технологических линий показывает, что от начала пусконаладочных работ до промышленного производства и первой отгрузки СПГ у «Новатэка» проходит не более месяца.

Досрочное начало производства на второй и предположительно третьей линии «Ямал СПГ» позволит произвести дополнительно около 8 млн т сжиженного газа, говорил летом Михельсон. Продажа такого количества СПГ может принести компании около $4 млрд дополнительной выручки, или более $2 млрд дополнительного операционного денежного потока, считал директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Фактическая мощность «Ямал СПГ» (а значит, и денежный поток) может оказаться выше заявленной, говорил Михельсон. Это объясняется в том числе климатическими особенностями региона: эффективность работы установок сжижения на Крайнем Севере оказалась выше проектной.

Досрочный ввод третьей линии «Ямал СПГ» создал некоторые сложности с вывозом СПГ, так как оставшиеся пять танкеров класса Arc7 будут сданы ближе к концу следующего года, напоминает аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Александр Собко. Компания договорилась о перевалке СПГ с судов арктического класса на традиционные газовозы в Норвегии, такая схема будет использоваться до создания полноценного перевалочного комплекса в Мурманске, напоминает он. В 2019 г. для отгрузки 16,5 млн т СПГ – а это порядка 230 партий – «Новатэку» потребуется минимум 30 танкеров, подсчитала директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Флот газовозов класса Arc7 к концу года будет составлять всего 8 судов из 15 заказанных, чтобы вывезти из Сабетты этот объем сжиженного газа, компании придется активно привлекать суда с меньшим ледовым классом, но, судя по практике перевозок в 2018 г., это не станет проблемой, полагает Белова.

В декабре 2017 г. стало известно, что «Ямал СПГ» дополнит четвертая технологическая линия мощностью около 900 000 т СПГ в год. На ней «Новатэк» планирует обкатать собственную технологию сжижения газа под названием «Арктический каскад». «Ямал СПГ» формально остается единственным СПГ-проектом «Новатэка». Вторым может стать «Арктик СПГ – 2» на базе Утреннего месторождения (Гыдан). Менеджмент «Новатэка» говорил о плане к 2030 г. довести производство СПГ до 57–58 млн т в год.

Досрочный запуск проекта – и в рамках бюджета – положительно скажется на привлечении партнеров в новый проект («Арктик СПГ – 2»), это демонстрирует возможности компании по организации всех процессов, говорит Собко: «В то же время новый проект не дублирует «Ямал СПГ», а существенно отличается от него – и по технологии сжижения, и в связи с использованием гравитационных платформ. Как ожидается, это принесет экономию на капитальных затратах до 30%».

Как «Новатэк» запускал первую очередь «Ямала СПГ»

Читать ещё
Preloader more