Одна из крупнейших авиакомпаний России допустила технический дефолт

Utair просрочила выплату процентов по кредиту и просит банки реструктурировать долг
Utair впервые за три года просрочил выплату процентов по кредиту/ Андрей Гордеев / Ведомости

Utair в пятницу, 21 декабря, сообщила, что не произвела в декабре выплаты по семилетнему синдицированному кредиту. Он был привлечен в 2015 г., размер – 19 млрд руб.

Выплата по другому, 12-летнему синдикату (выдан также в 2015 г., размер – 23 млрд руб.) произведен в срок и в полном объеме, утверждает компания. Utair – четвертый игрок на российском рынке авиаперевозок, за 11 месяцев перевез 7 млн пассажиров.

Utair объяснила дефолт необходимостью обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон: приоритет отдан платежам за топливо и коммерческим контрагентам. Компания аккумулирует ресурсы для исполнения процентных расходов в прибыльном летнем периоде, сказано в релизе.

В 2014–2015 гг. Utair была близка к банкротству. Но тогда ей удалось реструктурировать обязательства: долг перед всеми банками был переведен в два синдицированных кредита. По кредиту на 19 млрд руб., по которому допущен технический дефолт, авиакомпания получила госгарантии на 9,5 млрд руб.

В первые четыре года (2015–2019 гг.) Utair должна платить по синдицированным кредитам только проценты, погашение основного долга должно начаться в 2020 г. Долг по синдицированным кредитам на конец первого полугодия составляет 38,6 млрд руб., говорится в отчетности авиакомпании по МСФО.

Банки-кредиторы в отчетности не названы, до реструктуризации крупнейшими кредиторами были Сбербанк, «Россия» и «ФК Открытие» (его проблемные активы переданы банку «Траст»). Сбербанк от комментариев отказался, представитель «России» на запрос не ответил. Пресс-служба «Траста» сообщила, что банк находится в диалоге с авиакомпанией и другими кредиторами и пытается найти решения, которые всех бы могли устроить. «Требования, которые предъявлял банк "Траст" к компании, выполнены не были. Сейчас диалог строится сложно. Мы ждем от авиакомпании более кооперативного поведения, готовности к принятию компромиссного решения, особенно в отношении крупных кредиторов», — сказал представитель «Траста».

Летом президент «Utair – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков рассказывал «Ведомостям», что финансовая модель компании позволяет не только платить проценты, но и погашать с 2020 г. тело долга (в среднем по 4,8 млрд руб. в год в 2020–2027 гг.). Правда, из-за неблагоприятной макроэкономической ситуации (медленный рост экономики, а с ним и спроса на перевозки, избыточный парк судов, заставляющий авиакомпании держать заниженные цены, и, главное, – резко подорожавшие топливо – на 35% в течение первого полугодия) могут привести к временным проблемам с погашением долга, предупреждал Пермяков.

В начале декабря Utair сообщила, что обратилась к банкам с предложением реструктурировать синдицированные кредиты, но подробностей не раскрыла. До сих пор после реструктуризации в декабре 2015 г. Utair соблюдала график платежей.

Банки уже на следующий день после просрочки могут подать в суд с требованием досрочного взыскания всего долга по семилетнему кредиту, говорит сотрудник банка-кредитора Utair, а через три месяца – подавать на банкротство. Но по отдельности участники синдиката так действовать не могут, всё должно быть одобрено 2/3 голосов синдиката, уточняет собеседник.