«Люди начинают реже ходить в магазины». Главное из интервью исполнительного директора X5 Retail Group

Руководитель крупнейшей российской розничной компании – о будущем «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели»
Андрей Гордеев / Александра Астахова / Ведомости

Главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман в интервью «Ведомостям» рассказал, как будут меняться «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», как компания развивает интернет-торговлю и что она думает о конкуренции с Delivery Club и «Яндекс.Едой». Мы выбрали ключевые заявления топ-менеджера.

Что будет с «Пятерочкой»

«Пятерочка» опять затеяла трансформацию, несмотря на то что ее магазины всего несколько лет назад были серьезно обновлены. Необходимо заново покорить Москву, рассуждает Шехтерман: «В Москве очень высокая конкуренция и со стороны традиционных конкурентов «Пятерочки», и со стороны специализированных сетей. Я считаю, что мы этот рынок немного упустили». Сейчас ассортимент во всех «Пятерочках» примерно одинаковый. Но так быть не должно, считает Шехтерман: «Будущее идеального ритейла – это когда ассортимент каждого магазина адаптирован именно под тех покупателей, которые туда ходят». Ведь потребности покупателей в центре Москвы и в Митине разные. «В какие-то магазины чаще приезжают закупать продукты на неделю, в другие заходят за перекусом или одной бутылкой воды», – говорит Шехтерман.

«Пятерочка» начала разрабатывать алгоритм для определения ассортимента в каждом конкретном магазине. Она разбила все магазины примерно на два десятка кластеров в зависимости от предпочтений их покупателей. Среди них, например, «Съесть/выпить сейчас», «Премиум» и «Большая закупка». Первые изменения произойдут совсем скоро. «Планируем, что летом мы будем пересматривать первые товарные категории на основе разработанного продукта», – рассказывает Шехтерман.

Сеть супермаркетов «Перекресток» планирует запустить аналогичный проект в ближайшее время.

Что будет с «Перекрестком»

«По итогам 2018 г. он показал самые высокие темпы роста и впервые обогнал «Пятерочку» по росту и продаж, и сопоставимой выручки. Значит, в нем хорошо прошла трансформация бизнеса и мы нашли хорошую, эффективную модель, которая нравится покупателям», – говорит Шехтерман. Теперь он намерен увеличить ассортимент свежей продукции в «Перекрестках», расширить предложение в товарах для здорового образа жизни и фермерской продукции.

Также будет развиваться направление готовой еды, ready to eat. «Наш большой инвестиционный проект – централизованное производство готовой еды – будет обеспечивать «Перекрестки» в Москве и области, а также частично московские «Пятерочки». Мы называем его smart kitchen, там мы будем развивать новые направления в полуфабрикатах и готовой еде. Сейчас идет тестирование оборудования. И мы изучаем варианты в 2020 г. начать строительство такого объекта в Петербурге», – говорит Шехтерман.

Что будет с «Каруселью»

Наиболее проблемный сегмент у X5 Retail Group – гипермаркеты «Карусель». В сети сейчас 90 магазинов в 48 городах. Гипермаркеты в последние годы плохо себя чувствуют во всем мире, говорит Шехтерман. Покупатель приходил туда закупаться впрок. Но теперь эта модель постепенно умирает. Растет число магазинов у дома. Покупатели стремятся чаще покупать свежие продукты, фрукты и овощи. Наконец, большая доля ассортимента гипермаркетов – непродовольственные товары, продажи которых все больше уходят в интернет, говорит Шехтерман: «Сейчас все думают, что делать с гипермаркетами. И Х5 в том числе. У нас есть несколько пилотных проектов».

В этом году три гипермаркета, в том числе по одному в Москве и Санкт-Петербурге, будут переданы «Перекрестку» и переформатированы в большие супермаркеты с сокращением торговой площади.

Еще один вариант – сделать в «Карусели» большой магазин в магазине с известным непродовольственным ритейлером. Цель – практически полностью переложить продажи непродовольственных товаров на партнеров. Подробностей Шехтерман не раскрывает.

Как Х5 будет развивать интернет-торговлю

Сейчас интернет-магазин есть у сети супермаркетов «Перекресток», а у гипермаркетов «Карусель» работает сервис доставки, который предоставляют партнеры. Онлайн-продажи «Перекрестка» запущены в Москве и Петербурге, работают два darkstore (магазины-склады специально под доставку) – по одному в каждом городе. Онлайн-магазин в 2018 г. принес 0,5% выручки «Перекресткам». «Планируем, что в 2019 г. эта доля достигнет примерно 1,5%», – говорит Шехтерман. Но прибыли онлайн-торговля не приносит, признает Шехтерман: «Пока это инвестиционный проект».

Недавно также стартовал тестовый проект экспресс-доставки из «Пятерочки»: потребители могут быстро получить продукты из ближайшего магазина. За доставку отвечает компания Dostavista. Тестирование идет в 29 магазинах на юго-западе Москвы, доставка осуществляется в пределах 3 км, вес покупки не должен превышать 15 кг. Цена доставки – 99 руб.

В этом году в «Карусели» будет доступна услуга click & collect. Покупатели смогут сделать заказ на сайте и затем забрать его в магазине.

Будет ли Х5 развивать экспресс-доставку через сеть постаматов и может ли уменьшение комиссии за прием банковских карт привести к снижению цен – читайте в полном тексте интервью Игоря Шехтермана.

Что Х5 думает о доставке готовой еды

У магазинов продуктов появились новые конкуренты – это службы доставки готовой еды из ресторанов, такие как Delivery Club или «Яндекс.Еда». Потребление готовой еды и число заказов из ресторанов растет двузначными темпами, рынок игнорировать нельзя, говорит Шехтерман. «Безусловно, это влияет на нас: люди реже начинают ходить в магазины и покупать продукты для готовки. В Америке потребление готовой еды (вне дома плюс доставка) составляет около 50%. В России эта цифра где-то около 10%, но она будет расти, и мы обязаны думать, как ответить на эти вызовы», – говорит Шехтерман. Пока Х5 смотрит «на все эти направления» – и на сотрудничество с ресторанами, и на возможности создать собственные производства готовой еды для доставки напрямую покупателям: это нужно, чтобы выработать правильную модель развития дополнительных предложений.