Почти 400 Boeing 737 Max могут провести на земле несколько месяцев

Все полеты этой модели остановлены после второй катастрофы
AP

Федеральная авиационная администрация США (FAA) 13 марта запретила полеты Boeing 737 Max над страной. Полеты этой модели или ее эксплуатацию своим авиакомпаниям уже запретили около 50 стран, в их числе Китай, Индонезия, Малайзия и Канада, а также Европейское агентство авиационной безопасности (EASA). Когда полеты запретила даже страна производителя, ее примеру последовали те немногие страны, где этого не сделали, – Индия и Россия: Росавиация в четверг также ввела запрет на полеты 737 Мax.

По данным FAA на 11 марта, 59 авиакомпаниям поставлено 387 самолетов 737 Мax. Из них примерно 350 – модель 737 Max 8, именно такие разбились 29 октября в Индонезии и 10 марта в Эфиопии. Поставлено примерно 30 более вместительных 737 Max 9, почти ничем не отличающихся от Max 8, с такой же системой управления. По предварительным данным, сбой в управлении стал причиной октябрьской катастрофы.

Boeing сообщил, что поставил авиакомпаниям 371 самолет. Несколько лайнеров были поставлены на хранение по разным причинам и не летали еще до эфиопской катастрофы, сообщал сайт FlightGlobal. В России на Boeing 737 Мax летает только крупнейший частный перевозчик S7 Airlines, он решил остановить оба свои Мax на земле 12 марта.

13 марта была проанализирована поступающая информация с места катастрофы, а также спутниковые данные о траектории полета эфиопского лайнера перед падением, говорится в релизе FAA. Они указывают на сходство двух катастроф, такая информация нуждается в анализе и принятии мер, объяснила FAA запрет на полеты этой модели.

Большинство авиационных регуляторов запретили полеты до выяснения причин последней катастрофы. Расследование занимает минимум несколько месяцев. Официального заключения по индонезийской трагедии, например, еще нет, есть только предварительные данные. Корпорация Boeing также пообещала обновить программное обеспечение для Мax, чтобы повысить их безопасность. Это тоже займет несколько месяцев, заявил агентству Reuters и. о. руководителя FAA Дэниел Элуэлл.

Самолет индонезийской Lion Air разбился, по предварительным данным, из-за неисправности датчика угла атаки: он выдавал неверные сведения, а новейшая автоматическая система предотвращения сваливания в штопор (на Boeing 737 предыдущих поколений ее не было, она появилась только на Max) сама направила нос самолета вниз, пилоты не успели отключить ее и не смогли поднять самолет.

В инструкции по эксплуатации Max для пилотов Boeing не сообщил об этой новой автоматической системе. Инструкция для Max минимально отличалась от инструкций для предыдущих поколений 737, чтобы пилоты не были перегружены излишней информацией, а авиакомпаниям не пришлось тратиться на их переобучение. Производитель отдельно уведомил авиакомпании о системе только после индонезийской катастрофы.

Max 8 стоит примерно $60 млн, Max 9 – $65 млн. За лизинг одного такого судна авиакомпания платит $400 000–450 000 в месяц.

Крупнейший европейский эксплуатант Мax, авиакомпания Norwegian (18 штук), заявила, что будет требовать компенсаций от Boeing за простой судов. О том же заявил индийский лоукостер SpiceJet (14 судов).

«Авиакомпании могут требовать от Boeing компенсации, только если будет доказано, что самолеты имели скрытые дефекты еще при изготовлении и что именно это привело к их крушению, – считает руководитель практики GR юридической фирмы BMS Law Firm Дмитрий Лесняк. – Здесь следует учитывать, что причиной аварии может стать и неправильная эксплуатация самолета, а это уже сфера ответственности авиакомпании. Поэтому многое будет зависеть от конкретных обстоятельств этих крушений и их причин. Не стоит забывать и о регуляторах: если оснований для запрета не было, можно требовать компенсации и с авиационных властей».

«Сложно сказать, получится ли получить компенсации с Boeing – сама корпорация заявляет о безопасности самолетов. Производитель может заявить, что компенсации должен платить регулятор, запретивший полеты», – соглашается с его мнением менеджер российской авиакомпании.

Модель 737 Max – самая продаваемая у Boeing, сообщала корпорация. Портфель заказов – 4663 самолета, в том числе 74 штуки заказаны российскими авиакомпаниями S7 (девять), «Победа» (20), «Уральские авиалинии» (14), Utair (28) и «Нордстар» (три).

По оценке аналитиков, представленной Reuters, каждый месяц запрета на использование Boeing 737 Max может стоить компании от $1,8 млрд до $2,5 млрд.