«Аэрофлоту» разрешили купить иностранных конкурентов МС-21

Он единственный из крупных авиакомпаний еще не заказывал Airbus 320 neo и Boeing 737 Max
«Аэрофлоту» разрешено купить 96 иностранных судов: 22 Airbus 350 и 74 среднемагистральных Airbus и Boeing/ Mel Evans / AP

Правительственная комиссия по импортозамещению разрешила «Аэрофлоту» закупить около 100 самолетов Boeing и Airbus, в том числе 22 широкофюзеляжных Airbus 350, рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров по окончании заседания. Его слова приводит пресс-служба правительства, комиссию возглавляет премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Аэрофлот» действительно заказал 22 Airbus 350, об этом известно давно, получить эти суда он планирует в 2020–2023 гг., говорится в отчетности национального авиаперевозчика по МСФО. Правда, ранее сообщалось, что стороны договорились сократить эту партию до 14 судов.

О других заказах «Аэрофлота» на иностранные авиалайнеры не было известно. Все госкомпании с 2018 г. должны согласовывать с правительством ввоз в страну иностранной авиатехники дороже 1 млрд руб. Представители правительства и Минпромторга на запросы «Ведомостей» не ответили.

Всего «Аэрофлоту» разрешено купить 96 иностранных судов: 22 Airbus 350 и 74 среднемагистральных Airbus и Boeing, рассказал человек, близкий к Минпромторгу, и подтвердил человек, близкий к «Аэрофлоту». Заказов на среднемагистральные суда еще нет, нужно было разрешение правительства, теперь можно начинать переговоры, объясняет собеседник в «Аэрофлоте». Заказаны могут быть, продолжает он, новейшие ремоторизированные самолеты – Airbus 320/321 neo и Boeing 737 Max. Самолеты этих семейств предыдущего поколения уже не производятся и доступны только на вторичном рынке, у «Аэрофлота» же самый молодой парк в мире, компания заказывает лишь новые самолеты.

Самолеты Boeing и Airbus нового поколения уже заказали другие крупнейшие российские авиакомпании – S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «дочка» «Аэрофлота» — лоукостер «Победа» и Utair, две первые уже эксплуатируют ремоторизированные суда. «Аэрофлот» же имеет заказы только на их российского конкурента – среднемагистральный лайнер МС-21, который сейчас проходит сертификационные испытания. «Аэрофлот» заказал 50 МС-21 (поставка ожидается в 2021–2027 гг.) и планирует заказать еще 35.

«Аэрофлот» давно присматривался к новейшим Boeing и Airbus, рассказали человек, близкий к «Аэрофлоту», и топ-менеджер лизинговой компании. Они нужны как для обеспечения запланированного роста, так и для поддержания высокого уровня сервиса – на уровне «4 звезды» от агентства Skytrax, а одними МС-21 эти задачи не решить, полагает второй из собеседников. Только МС-21 и для запланированного роста недостаточно, и не до конца ясны сроки, когда все-таки начнутся поставки российской новинки, обращает он внимание. По контракту начать получение МС-21 «Аэрофлот» должен был в 2020 г., но из-за американских санкций, наложенных на производителя композитного крыла, старт поставок официально сдвинулся на год.

Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.

Компания на вопросы о судах нового поколения прежде всегда отвечала, что-де ожидает МС-21. Заказа «Аэрофлотом» прямых иностранных конкурентов МС-21 не допустит наш авиапром, сетовал человек, близкий к Минтрансу. Раз российских самолетов для роста не хватит, логично все же заказать и иностранные суда, уверен человек, близкий к Минпромторгу. «Наличие уже существующих твердых контрактов на 175 МС-21 дает нам загрузку производства практически до 2027 г., когда мы выйдем на годовой темп производства 70 МС-21, поэтому мы дали «Аэрофлоту» возможность закупить иностранные суда – Boeing или Airbus», – заявил после заседания комиссии Мантуров.

«Аэрофлот» в 2023 г. планирует увеличить перевозки по сравнению с 2018 г. в 1,45 раза – с 35,8 млн до 52 млн человек, говорится в презентации авиакомпании. Нужен и соответствующий рост парка, в 2018 г. у «Аэрофлота» было 253 лайнера, в том числе 39 дальнемагистральных, 164 среднемагистральных и 50 региональных российских SSJ100.

Среднемагистральный парк у «Аэрофлота» – самый возрастной, по данным flightradar24, около 20 самолетов в нем в возрасте 9–15 лет.

«Здравый смысл в правительстве возобладал. Ни в коем случае нельзя противопоставлять заказы на МС-21 и закупку иностранных лайнеров. МС-21 не существует, если поставки начнутся в 2021 г., то коммерчески привлекательным продуктом с учетом лечения детских болезней он станет в 2025 г. У «Аэрофлота» же амбициозные планы роста, он наращивает экспорт транспортных услуг, и ему нужны иностранные суда», – одобряет решение чиновников гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак.

Исправленная версия. Дополнен список заказчиков новых иностранных самолетов