Акции сервиса заказа такси Uber упали после IPO

Публичный рынок теперь оценивает Uber и Lyft дешевеле, чем частные инвесторы
К концу первого дня торгов акции Uber опустились на 7,6%/ Brendan McDermid / REUTERS

IPO сервиса по вызову такси Uber стало одним из крупнейших в истории и самым большим в США с 2014 г., когда листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) провела китайская Alibaba. По итогам размещения Uber привлек $8,1 млрд, а капитализация компании (с учетом находящихся у сотрудников акций) составила около $82 млрд.

Однако торги после столь ожидаемого размещения акций компании, которая в ходе последнего раунда привлечения частных инвестиций в 2018 г. была оценена в $76 млрд, начались не очень удачно. Они открылись по цене $42, то есть на 6,7% ниже цены IPO, составившей $45. И это при том, пишет The Wall Street Journal, что Uber и банки-андеррайтеры, несмотря на хороший спрос, постарались разместить акции исходя из консервативной оценки – около нижней границы ценового диапазона в $44–50 за акцию.

После того как в пятницу началась основная биржевая сессия, а участники рынка начали выставлять в системе торгов заявки на покупку и продажу акций Uber, в биржевом зале NYSE становилось все тише, пишет WSJ. Брокеры, представляющие банки-андеррайтеры, сотрудники NYSE, трейдеры Citadel Securities, выступающей маркет-мейкером по акциям Uber, стояли, скрестив руки на груди, и молча смотрели, как на их экранах появляются заявки, исходя из которых должна была определиться цена открытия.

За время торгов акции Uber еще немного подешевели и к концу сессии опустились до $41,57 (-7,6%), рыночная капитализация компании сократилась до $75,8 млрд.

Негативными факторами для акций Uber стали опубликованные ранее данные о бизнесе компании, динамика акций конкурента Lyft после IPO в конце марта и ухудшившаяся в последние дни обстановка на фондовом рынке.

В последние три квартала выручка Uber перестала расти, а операционный убыток в 2018 г. составил $3,03 млрд. Согласно представленным компанией неаудированным результатам за I квартал 2019 г., убыток составил $1–1,11 млрд против $890 млн в IV квартале 2018 г., а совокупная выручка – $3,04–3,1 млрд, на 20% больше, чем год назад, но менее чем на 5% выше, чем кварталом ранее. Некоторым участникам рынка проспект эмиссии Uber очень не понравился, Петт Уоллес, генеральный директор Triton Research, предоставляющей данные и анализ инвесторам в технологические компании, даже назвал его «издевательством».

«Проспект на 431 страницу наполнен юридическими фразами и огромным количеством информации о потенциальных рисках, но оставляет многих серьезных профессиональных инвесторов в недоумении: почему компания, теряющая $3 млрд в год, должна столько стоить», – написал Уоллес в колонке в Financial Times. В проспекте «попросту нет информации, которая нужна финансовым аналитикам», чтобы хотя бы построить модели и посчитать стоимость бизнеса Uber и когда он может получить прибыль. У Microsoft, когда она проводила IPO (тоже через 10 лет после создания), в проспекте эмиссии было 52 страницы и финансовые показатели за 4,5 года, позволяющие оценить ее бизнес, сравнил Уоллес.

Что касается Lyft, то акции дорого оцененной во время IPO компании подскочили в начале первого дня торгов на 21%, но во второй упали ниже цены размещения в $72, а 10 мая уже опустились почти до $51. IPO дало Lyft капитализацию в $23,4 млрд, при том что последняя оценка от частных инвесторов была $15 млрд. После падения акций в пятницу на 7,4% капитализация Lyft составила $14,6 млрд.

Кроме того, рынок в целом падает в последние дни из-за обострившегося торгового противостояния между Китаем и США; несмотря на идущие переговоры, Вашингтон ввел пошлины на импорт китайских товаров на $200 млрд. В пятницу американские фондовые индексы открылись падением более чем на 1%, хотя к концу дня смогли выйти в плюс.