Продажи машин в России в мае продолжили снижаться

Это самое большое падение за два года
Ярослав Чингаев / для Ведомостей

Легковых и легких коммерческих автомобилей в России в мае продано 137 624 штуки – это на 6,7% меньше, чем в мае 2018 г., сообщил Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). «Нет хороших новостей на автомобильном рынке в мае, а вместо этого почти 7%-ное падение продаж – самое значительное падение за два года», – констатирует Йорг Шрайбер, председатель комитета. Рынок стагнирует: в марте вырос, в феврале – снизился (впервые за два года беспрерывного роста продаж), падение продолжилось и в апреле.

За пять месяцев 2019 г. продано 677 570 машин, это на 2,2% меньше показателей того же периода прошлого года, сообщает АЕБ.

Стагнация распространилась даже на лидера российского рынка – «АвтоВАЗ» (контролируется Renault). До сих пор продажи Lada росли заметно, а в мае резко замедлились: 28 739 автомобилей, всего на 0,4% больше, чем в мае 2018 г.

Неутешительны результаты у Kia – 19 461 (-1%), Hyundai – 14 891 (-6%), Renault – 10 595 (-13%) и Volkswagen – 8704 (-4%).

Главной причиной снижения продаж, по словам Шрайбера, остается слабый спрос, обусловленный макроэкономическими факторами, в том числе растущими расходами домохозяйств после повышения НДС в начале года. «Мы имеем рынок, который до сих пор адаптируется к существенному понижению правительственных субсидий, стимулировавших розничные продажи в прошлом. <...> Сейчас мы наблюдаем довольно непростую картину», – назвал Шрайбер еще одну причину стагнации.

На продажи в мае среди прочего повлияли и длинные выходные – в прошлом году праздничных дней в мае было меньше, многие клиенты решили взять отпуск именно в майские праздники, полагает директор двух филиалов «Авилона» Александр Савельев.

Мартовский же рост стал возможен благодаря госсубсидиям на покупку бюджетных автомобилей, объяснял Шрайбер.

Правительство поддерживало спрос с помощью программ льготного автокредитования и лизинга. За четыре месяца с начала года по этим программам продано более 49 000 автомобилей, сообщал «Ведомостям» представитель Минпромторга. Из них 38 000 машин – по программе льготного автокредитования («Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль») и 11 000 – по программе льготного автолизинга («Свое дело», «Российский тягач» и «Льготный лизинг»). Выделенные на эти программы средства уже закончились.

Теперь в Минпромторге обсуждается, не следовало ли бы выделить дополнительно 10 млрд руб. из резервного фонда правительства: 6 млрд – на льготное автокредитование и 4 млрд руб. – на льготный лизинг. По расчетам Минпромторга, это позволит дополнительно продать в 2019 г. около 65 000 машин.

На момент написания статьи в пресс-службе Минпромторга не подготовили ответ, как идет обсуждение, приняты ли какие-либо решения.

Действия государства, направленные на стимулирование потребительского спроса, способны изменить ситуацию на автомобильном рынке и изменить существующий тренд на положительный, считает Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «Автоспеццентр», но ресурсы автопроизводителей и дилеров ограниченны. Процесс корректировки цен на модельные ряды большинства автопроизводителей, связанный с выросшим НДС, продолжающимися валютными колебаниями и инфляцией, не завершен, цены будут расти до конца этого года, прогнозирует Авакян. Скидки и спецпрограммы, которые и так есть в арсенале автопроизводителей и дилеров, без усиления за счет господдержки не в состоянии повлиять на спрос настолько, чтобы рынок хотя бы прекратил падение, говорит он.

Рынку существенно может помочь любая господдержка, согласен и Савельев.

Падение рынка продолжится и по итогам полугодия, прогнозирует Олег Мосеев, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры». А во втором полугодии будет рост: возможно, сработает фактор отложенного спроса, купившим автомобили в 2012–2014 гг. пришло время их менять, люди привыкнут к новым ценам, связанным с увеличившейся налоговой ставкой, перечисляет он.

Рост авторынка может быть обеспечен и сделками с каршеринговыми компаниями, закупки которых в прошлом году были велики, считает Савельев. Автопарк каршеринговых автомобилей в Москве с 2015 г. вырос в 15 раз и сегодня достиг 17 500 единиц, об этом со ссылкой на главу департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова сообщал ТАСС. К концу года в Москве их будет 25 000, Москва будет самым большим городом в мире по количеству автомобилей каршеринга, обещал он.

Ранее «ВТБ капитал» оценивал рост российского рынка новых автомобилей в 6–7% по итогам года. «Теперь ясно, что такой прогноз маловероятен», – замечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Он предлагает дождаться показателей по итогам первого полугодия и решений по господдержке. Январский прогноз АЕБ на нынешний год – рынок вырастет на 3,6% до 1,87 млн штук, пока ассоциация его не пересматривала.