«Ростех» рассчитывает на помощь «Силовых машин» в производстве газовых турбин

Испытать опытный образец госкорпорация надеется до конца года
В России пока нет собственных технологий производства газовых турбин большой мощности/ Максим Стулов / Ведомости

«Мы ждем, что «Силовые машины» также включатся в эту работу после завершения испытаний, когда встанет вопрос серийного производства наших турбин», – цитирует заместителя генерального директора «Ростеха» Дмитрия Леликова ТАСС. Собственные возможности позволяют «ОДК-Сатурн» производить всего две турбины такого класса в год, «у «Силовых машин» производственные мощности заметно выше», объяснил Леликов. Представитель «Силовых машин» подтвердил «Ведомостям», что компания анализирует возможность размещения на своих площадях серийного производства турбин «Ростеха». Но подчеркнул, что окончательное решение будет зависеть от результатов проведения экспертизы проекта ГТД-110М.

В России пока нет собственных технологий производства газовых турбин большой мощности, которые были бы доведены до этапа коммерческого производства. Однако в свете растущих требований по локализации оборудования и перспектив спроса на него получение таковых считается важной задачей на государственном уровне. Она должна быть решена уже к 2021 г., говорил в интервью ТАСС министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

О необходимости господдержки таких разработок в апреле 2018 г. рассказывал владелец «Силовых машин» Алексей Мордашов. «Силмаш» долго занимался производством турбин на базе «Сименс технологии газовых турбин» (СП с немецкой Siemens). Но у компании есть свои проекты газовых турбин мощностью 65 и 170 МВт, говорил Мордашов. Бизнесмен оценивал их стоимость в 15 млрд руб. и говорил, что самостоятельно профинансировать разработку бизнес сможет лишь наполовину.

Проект ГТД-110М позиционируется «Ростехом» как еще один вариант решения проблемы локализации производства газовых турбин. «По оценкам Минэнерго, к 2030 г. только российской энергетике понадобится до 80 единиц газотурбинных двигателей мощностью 110–120 МВт, – говорят в «Ростехе». – Кроме того, ГТД‑110М можно использовать и в схеме закачки газа на заводы СПГ. У российских компаний большие планы по строительству крупнотоннажных заводов СПГ, поэтому они проявляют значительный интерес к данному двигателю».

История ГТД-110 началась еще в начале 2000-х, когда проект разработки украинского предприятия «Зоря» – «Машпроект» был передан в НПО «Сатурн» для модернизации и производства. С середины 2000-х в России было установлено пять таких турбин, из которых четыре – на Ивановской ГРЭС. Последняя установка той серии была произведена в 2009 г., после чего проект закрыли: энергетики отказались от него из-за высокой аварийности.

Дмитрий Леликов
заместитель генерального директора «Ростеха»

«Да, есть сложности, которые объяснимы, – это первый наш собственный опыт создания оборудования такого уровня с нуля. Знаете, ракета Илона Маска тоже полетела не сразу…» ТАСС, 19 июня 2019 г.

Реанимация проекта и появление литеры «М» произошли в 2012 г. с созданием ИЦ «Газотурбинные технологии» (СП «Роснано», НПО «Сатурн» («дочка» «Ростеха») и «Интер РАО»). Испытания первого опытного образца обновленной установки завершились досрочно, в декабре 2017 г., из-за аварии: был поврежден ротор, восстановление займет не менее года, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

Второй пилотный образец ГТД-110М уже прошел испытания на стенде и его предполагается установить в ячейку блока для проведения длительных испытаний, сообщили «Ведомостям» в «Ростехе». На самом деле это восстановленная первая установка, говорит собеседник «Ведомостей», знакомый с проектом. «Результат мы планируем получить уже в этом году», – говорят в «Ростехе».

«Технология ГТД-110М хоть и сыра, но явно на более продвинутом этапе с точки зрения налаживания производства, – считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. – Учитывая возрастающий спрос на турбины от российских генераторов, уверен: у этой турбины найдется свой покупатель. Особенно в свете преференций, которые российское правительство готово давать внутреннему производителю».

Синергия в производстве на «Силовых машинах» турбин собственных проектов и турбины «Ростеха» вряд ли возможна, думает старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников. «ГТД-110 родом с украинского завода, который выпускал судовые энергетические установки, и развивали этот проект специалисты по турбинами авиационного типа. Проекты «Силовых машин» изначально создаются для работы на тепловых электростанциях. Это совсем разные конструкторские школы», – говорит Мельников.

На данный момент более 60% тепловых мощностей в стране отработали свой ресурс и в среднесрочной перспективе подлежат замене, напоминает Скляр. Вариантов несколько, в том числе ДПМ, который не исключено что продлят и за 2031 г., считает Скляр: «Поэтому рынок газовых турбин в России составляет десятки гигаватт, а учитывая слабые позиции ВИЭ, будет поддерживаться на высоком уровне минимум два ближайших десятилетия». Кто первый сможет предложить локализованную и рабочую турбину, сможет получить существенный задел в доле этого рынка, убежден аналитик.

Проект ГТД-110 смотрелся довольно неплохо 20 лет назад, но с тех пор основные мировые производители ушли далеко вперед по технико-экономическим показателям своих турбин, продолжает Мельников. Существует огромный риск проинвестировать вывод в серию модернизированной версии машины, которая так и не стала коммерческим продуктом за 20 лет, и не получить в итоге продукт, интересный хотя бы российскому рынку.