Минфин решил субсидировать авиакеросин

Это способ компенсировать авиакомпаниям стоимость топлива, чтобы сдержать рост цен на билеты
Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин придумал, как сдержать рост цен на авиабилеты, – за счет стоимости керосина для авиакомпаний, рассказал «Интерфаксу» первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов. Сделать это его попросил президент Владимир Путин во время прямой линии, когда объяснял, почему дорожают авиабилеты в России.

Правительство из нефтегазовых доходов бюджета будет компенсировать авиакомпаниям 75% разницы между стоимостью авиакеросина на экспортном рынке и фиксированной ставкой 48 300 руб за 1 т (при стоимости нефти $70 за баррель), пишет «Интерфакс» со ссылкой на проект поправок в Налоговый кодекс. С поправками ознакомились и «Ведомости».

В следующем году компенсация будет уже 68% от разницы внешних цен и 50 700 руб. за 1 т.

Текущая цена авиакеросина на экспортном рынке – 42 331 руб. за 1 т, а с начала года экспортная альтернатива еще ни разу не превышала 48 300 руб. за 1 т авиакеросина, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

«Цены на авиакеросин в аэропортах России в 2019 г. выше, чем в большинстве стран Европы, поэтому предлагаемая Минфином схема расчета демпфера требует доработки», – считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Путин на прямой линии говорил, что 30% цены авиабилета «Аэрофлота» – затраты на топливо, в прошлом году эта составляющая цены авиабилетов выросла на треть, потому они и подорожали – на 9,5%.

Рост цены авиакеросина на внутреннем рынке Путин объяснил началом налогового маневра в России: снижаются экспортные пошлины на нефть (а также на нефтепродукты) и растет налог на добычу полезных ископаемых. По словам президента, обратного акциза на нефть оказалось недостаточно, чтобы сдержать рост стоимости топлива, и поэтому правительство придумало еще один вариант компенсации за поставку топлив на внутренний рынок. «В эти меры стабилизации на внутреннем рынке не включили авиационный бензин. Это явное упущение, и оно должно быть исправлено», – повелел президент.

По данным Минэнерго, в России производится 12,7 млн т авиакеросина (данные за 2018 г.), из них потребляется 10,8 млн т, остальное экспортируется. Стоимость топлива, как правило, сильно зависит от региона, где заправляется самолет. В Сабетте стоимость 1 т керосина превышает 69 900 руб., а в среднем по России была 53 500 руб. за 1 т в апреле, пишет Росавиация.