Агрохолдинг Владимира Евтушенкова решил продавать бакалею в интернете

До трети сахара и круп через несколько лет будет продаваться онлайн
«Степь» – один из крупнейших агрохолдингов в России, производит молоко, выращивает фрукты, овощи и зерно/ Евгений Разумный / Ведомости

Агрохолдинг «Степь», который входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова, открыл торговлю сахаром и крупами (под брендом «Степь») на интернет-площадке Ozon.ru. Информация об этом есть на сайте Ozon.ru, ее подтверждает гендиректор агрохолдинга Андрей Недужко.

Прежде продукция «Степи» продавалась оптом и через федеральные и региональные торговые сети, рассказывает Недужко, теперь холдинг начал развивать многоканальную торговлю и собирается увеличивать интернет-продажи и присутствие на маркетплейсах.

«Степь» работает с Ozon.ru как раз по принципу маркетплейса (т. е. торговой площадки с товарами сторонних продавцов): Ozon.ru предоставляет услуги по хранению, продаже и доставке товара до конечного потребителя, но собственником товара вплоть до продажи остается именно «Степь».

Агрохолдинг участвует и в маркетинговых акциях Ozon.ru. Работа на маркетплейсе подразумевает, что продавец сам управляет ассортиментом, а площадка обеспечивает трафик и логистику, говорит директор категории FMCG в Ozon Ольга Москвичева.

За первые две недели продажи превзошли ожидания, сказал Недужко, но показателей не раскрыл. Сейчас компания ведет переговоры и с другими маркетплейсами и сервисами доставки, воодушевлен он: к 2024 г. доля интернет-продаж бакалеи «Степи» достигнет 30%. В дальнейшем «Степь» планирует продавать онлайн и овощи – огурцы, помидоры и борщевой набор.

«Степь» – один из крупнейших агрохолдингов в России, производит молоко, выращивает фрукты, овощи и зерно. Земельный банк сельскохозяйственных активов «Системы» превышает 400 000 га. Выручка агрохолдинга в 2018 г. выросла на 136,6% и достигла 24,2 млрд руб., чистая прибыль – на 3,1% и составила 1,1 млрд руб. Недужко надеется, что онлайн-продажи продуктов будут расти.

Доля продуктов питания в интернет-продажах пока невелика – 2–2,5%, но будет кратно расти, согласен партнер Data Insight Борис Овчинников. На Ozon продукты питания входят в топ-3 быстро растущих категорий и в первом полугодии 2019 г. выросли на 200% в годовом сопоставлении, говорит Москвичева, не называя абсолютных цифр.

В последние несколько лет многие крупные компании заявили, что выходят в онлайн: кондитерская фабрика «Победа», производитель сладостей и снеков KDV, крупнейший производитель свинины и говядины «Мираторг» и др. запускали собственные интернет-магазины. Не все проекты были удачными – например, онлайн-магазин «Мираторга» просуществовал меньше года и был закрыт, потому что «не доказал своей эффективности».

Для производителя модель маркетплейса подходит больше, чем собственный интернет-магазин, – ему не нужно искать покупателя, на площадке он уже есть, говорит Овчинников. Кроме того, площадка может взять на себя основную работу с потребителем – доставку, прием претензий и т. д., освобождая от этого поставщика, продолжает Овчинников.

Такое сотрудничество позволяет производителям быстро наращивать продажи за счет доступа к широкой аудитории покупателей, согласен представитель Wildberries: продажи продуктов питания у этой интернет-площадки в первом полугодии выросли на 322% в годовом сопоставлении.

Иметь собственный интернет-магазин нецелесообразно – маловероятно, что клиент пойдет туда отдельно за крупой, говорит заместитель гендиректора по стратегическому маркетингу и коммуникациям агрохолдинга «АФГ Националь» Алексей Батурин. Идеальный вариант – когда продукты хранятся на складе торговой площадки и оттуда оперативно доставляются клиенту, указывает он.

Пока доля онлайн-продаж составляет менее 3%, цель на ближайшие несколько лет – увеличить ее до 7% за счет подключения маркетплейсов, таких как «Беру», Goods, Wildberries и др., а также развития онлайн-продаж для мелкого и среднего опта, корпоративных заказов и др., говорит директор по маркетингу кондитерской фабрики «Победа» Артем Пуховский.

«Черкизово» поставляет свою продукцию для «Утконоса», Ozon, онлайн-магазина «Азбука вкуса» и др., рассказывает представитель «Черкизово». Доля «Утконоса» и Ozon в продажах «Черкизово» – около 1%.

С крупными онлайн-площадками и магазинами работает и агрохолдинг «АФГ Националь», рассказывает Батурин: интернет-продажи растут, в этом году они впервые стали заметны, отдельные интернет-площадки в Москве вошли в число крупнейших несетевых клиентов.