Продажами Lada займется топ-менеджер PSA из Китая Оливье Морне

Его предшественник на «АвтоВАЗе» Ян Птачек может возглавить «Рено Россия»
Евгений Разумный / Ведомости

Исполнительным вице-президентом «АвтоВАЗа» (контролируется Renault) по продажам и маркетингу с 1 октября станет Оливье Морне, сменив на этом посту Яна Птачека. Об этом «АвтоВАЗ» объявил 19 сентября.

Морне с 1996 г. работал в PSA Peugeot Сitroen, отвечая в разные периоды за продажи и маркетинг, качество и удовлетворенность клиентов. В периметр его ответственности входили структуры PSA Peugeot Citroen во Франции, Словении, Польше, Австрии, Нидерландах, Италии, перечисляется в сообщении «АвтоВАЗа». С 2016 г. Морне занимал должность главного исполнительного директора Changan PSA (совместное предприятие в Китае).

«Уверен, что профессионализм и большой международный опыт Оливье Морне будут способствовать сохранению импульса Lada и дальнейшему усилению позиций Lada на российском и экспортном рынках», – приводятся в сообщении слова президента «АвтоВАЗа» Ива Каракатзаниса.

Китай – самый крупный в мире автомобильный рынок, но особыми успехами на нем группа PSA похвастать не может. По итогам семи месяцев 2019 г. продажи Peugeot на этом рынке упали на 57% до примерно 41 000 машин, Citroen – на 58% до 34 000 шт., а марка DS не входит в топ-100 (марка № 100 за семь месяцев продала 1500 машин), приводит данные исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Продажи автомобилей марки Changan за тот же период упали на 15,6% до 620 000 шт., а весь рынок легковых автомобилей сократился на 11,4% до 13,85 млн шт.

На фоне китайских результатов PSA продажи Lada выглядят внушительнее: за семь месяцев было продано 203 672 машины и это рост на 2%, гласят данные АЕБ. Lada лидирует на рынке.

Для «АвтоВАЗа» будет больше ценен опыт Морне, который он получил до «китайского» периода своей работы, считает Удалов. «Хотя, безусловно, будут востребованы и его знания, которые он почерпнул – включая наблюдения за конкурентами – на таком сложном и высококонкурентном рынке, как Китай», – оговаривается эксперт.

Птачек «продолжит свою карьеру в периметре Groupe Renault», сообщил «АвтоВАЗ», но где именно – не уточнил. Он может стать гендиректором «Рено Россия», сменив на этом посту Андрея Панкова, рассказали «Ведомостям» два человека, знакомые с менеджерами «Рено Россия».

Представитель «АвтоВАЗа» не стал это комментировать. Представитель «Рено Россия» на вопросы «Ведомостей» пока не ответил.

Птачек стал вице-президентом «АвтоВАЗа» в 2016 г. До этого работал директором по продажам Dacia-Renault-Nissan в Румынии и был хорошо знаком тогдашнему президенту «АвтоВАЗа» Николя Мору, который в свое время занимал посты президента Dacia и управляющего директора Renault в Румынии. Сейчас Мор работает старшим вице-президентом Renault и операционным директором региона Евразия, продолжая курировать Россию.

Андрей Панков работает гендиректором «Рено Россия» с 2015 г. «Принципиально новая стратегия, которую мы начали реализовывать в 2015 г., построена на трех китах, – рассказывал он в 2017 г. «Ведомостям». – Первый – лидерство в импортозамещении. Второй – лидерство в локализации среди всех иностранных производителей, работающих в России. И третий – лидерство в экспорте пассажирских автомобилей в страны дальнего зарубежья». При Панкове на заводе Renault в Москве были сняты с производства Fluence и Megan, по которым компания не могла быстро увеличить локализацию. Вместо них появились высоколокализованные кроссовер Kaptur и купе-кроссовер Arkana. Причем Arkana стала первой глобальной моделью, которую Renault разработал в России и начал выпускать имено здесь. На «АвтоВАЗе», который контролируется французским автоконцерном, расширилось число выпускаемых по контрактной схеме версий Logan, Duster, Sandero. Здесь же было организовано производство кузовов Logan для экспорта. В тот же период в России появился онлайн-шоурум Renault, начался импорт электромобилей Renault – Twizy и Kangoo Z.E. Доля Renault на российском рынке за период работы Панкова выросла, но ненамного: с 7,5% в 2015 г. до 7,6% по итогам 2018 г., гласят данные АЕБ. Продажи автомобилей марки за этот период увеличились на 13,8% до 137 062 шт., весь рынок при этом вырос на 12% до 1,8 млн шт.

Один из источников «Ведомостей» считает, что уход Панкова может быть связан с тем, что нынешний президент Renault Тьерри Боллоре постепенно меняет управленцев, которые пришли при его предшественнике – Карлосе Гоне. Другой собеседник объясняет перестановки тем, что на должностях такого уровня в Renault принято менять людей каждые четыре-пять лет. Дальнейшая стратегия компании в России будет зависеть от штаб-квартиры, а гендиректор «Рено Россия» всегда больше занимался отношениями с властью и производством, добавляет он.