Российским авиакомпаниям пришлось искать замену Boeing 737 Мах

Utair заказала другие суда
Программа обновления флота Utair споткнулась о проблемы Boeing /Евгений Егоров / Ведомости

Шестой по величине в России авиакомпании Utair пришлось искать замену самолетам Boeing 737 Max. Их полеты и поставки в прошлом году были остановлены и возобновятся не раньше лета. «Задержка ввода в эксплуатацию самолетов Boeing 737 Max – это серьезный фактор, который сдерживает развитие всей отрасли, в частности, Utair планировала в 2019 г. получить три Мах, в 2020 г. – еще три», – передал «Ведомостям» через представителя президент «Utair – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. Частично компания заместит Мах моделью предыдущего поколения – Boeing 737 NG. Три NG придут в парк Utair до лета. Компания постарается найти самолеты с минимальным возрастом. Все непоставленные Мах замещать нерационально, так как цена даже более возрастных NG сейчас высока из-за отсутствия Мах, объяснил Пермяков.

Самолет В737 NG – это третье поколение семейства 737, самого популярного реактивного гражданского самолета в мире. Это также самая популярная модель у российских авиакомпаний. Boeing постепенно сворачивал производство NG с 2017 г. Параллельно шло наращивание выпуска Мах – модели четвертого поколения 737. В декабре 2019 г корпорация поставила последний 737 NG.

Utair в 2018 г. запустила программу обновления флота, так как основу ее магистрального флота составляют 38 возрастных самолетов Boeing 737 Classic (второе поколение 737). Но в 2018–2019 гг. перевозчик получил только два 737 NG (их стало 10), более масштабное обновление ожидалось с приходом Мах.

389 самолетов

Boeing 737 Max поставил производитель заказчикам к моменту запрета полетов, по информации авиационных властей США (Federal Aviation Administration)

Полеты всего мирового парка Мах остановлены в марте 2019 г. после второго подряд крушения лайнеров. Причиной обеих катастроф стала некорректная работа системы предотвращения сваливания (ее не было на NG), которая вопреки командам пилотов в обоих случаях направила самолеты вниз.

Boeing взялся обновлять программное обеспечение и пересертифицировать самолет. Срок возврата Мах к полетам неоднократно переносился: сначала с конца весны 2019 г. на сентябрь, затем на декабрь 2019-го, потом на зиму и весну 2020 г. На прошлой неделе Boeing сообщил, что ожидает сертификации Мах властями США только летом.

4398 самолетов

составляет портфель заказов на 737 Мах на 31 декабря 2019 г., по данным Boeing

По состоянию на конец 2018 г. российские авиакомпании ждали 74 Мах: Utair – 28, «Победа» – 20, «Уральские авиалинии» – 10 с возможностью заказа еще четырех, S7 – девять и «Нордстар» – три. В 2019–2020 гг. пять российских заказчиков должны были получить около 35 Мах. Получить два лайнера до остановки производства успела только S7.

Сотрудники Utair, «Победы», «Уральских авиалиний» и S7 рассказали «Ведомостям», что и в этом году они, скорее всего, не получат самолеты Max, хотя официальной информации от Boeing нет. Даже если США сертифицируют самолет летом, его должны будут сертифицировать также авиавласти других стран, в том числе России; даже правильно законсервированные новые самолеты перед началом поставок потребуют технического обслуживания. К тому же российские авиакомпании будут далеко не в приоритете в очередности поставок, объясняют собеседники «Ведомостей».

Заменить Мах непросто, особенно если нужны новые самолеты, говорят сотрудники двух лизинговых компаний: поставки новых Airbus 320/321 neo расписаны на годы вперед, новых 737 NG не найти.

400

примерно столько Мах выпустил Boeing с момента запрета полетов. Производство не останавливалось, чтобы не разрушать цепь поставок, к тому же все время была уверенность, что модель вот-вот вернется к полетам. Производство остановлено только в этом месяце, все самолеты остаются на заводе Boeing в Рентоне

«S7 Airlines продолжает обновлять и увеличивать свой флот за счет воздушных судов нового поколения семейства Airbus A320 neo – для этого у нас полностью готова внутренняя инфраструктура (в отличие от компаний с монопарком Boeing). В парке S7 Airlines 21 лайнер нового поколения, в 2020 г. мы планируем получить еще 10 самолетов семейства neo», – рассказал представитель компании. S7 заказывает neo с 2016 г.

«Уральские авиалинии» эксплуатируют монопарк Airbus 319/320/321 и в 2018–2020 гг. получили пять лайнеров Airbus neo. Представитель компании на запрос в воскресенье не ответил.

«Победа» возьмет четыре Boeing 737 NG из парка своей сестринской авиакомпании «Россия» (оба перевозчика принадлежат «Аэрофлоту»), они придут в лоукостер в течение месяца, рассказали два человека, близких к группе «Аэрофлот». «Старт поставок Мах сдвинулся, мы ожидаем начала не ранее второго полугодия», – говорит представитель «Победы». Представитель «Нордстара» на запрос «Ведомостей» 26 января не ответил.