Вице-премьер Юрий Борисов не поддержал рост тарифов ФСК

Это могло стоить крупному бизнесу около 37 млрд рублей ежегодно
Юрий Борисов (на фото) выступил против введения дифференцированных тарифов на передачу энергии по магистральным сетям /Андрей Гордеев / Ведомости

Новый куратор электроэнергетики – вице-премьер Юрий Борисов выступил против введения дифференцированных тарифов на передачу энергии по магистральным сетям (ими управляет ФСК, которую контролируют «Россети»). Эта тема обсуждалась 10 февраля на совещании с участием крупных промышленных потребителей, рассказали «Ведомостям» четыре его участника. 

Эта дифференцированная система должна снять часть тарифной нагрузки с потребителей, присоединенных к распределительным сетям. Сейчас они оплачивают сниженные тарифы на электроэнергию для населения. В 2019 г. заплатили 238 млрд руб. (данные Минэнерго). Чтобы не нести эту нагрузку, крупные промышленные потребители уходят на магистральные сети ФСК, где действует единый тариф на передачу энергии – (0,35 руб. за 1 кВт ч). Это в 4 раза ниже тарифа для потребителей территориальных сетей на высоком уровне напряжения и в 9 раз ниже – на низком уровне напряжения, сообщало в январе Минэнерго.

Министерство предлагает постепенно повысить тарифы ФСК, снизив нагрузку на предприятия, присоединенные к распределительным сетям. Оно представило в правительство законопроект, Госдума может принять его уже весной, говорил ранее руководитель профильного комитета Госдумы Павел Завальный.

Прошлый куратор электроэнергетики Дмитрий Козак поддерживал идею дифференциации тарифов ФСК, в конце октября 2019 г. он поручил Минэнерго внести этот проект стратегии развития российских электросетей до 2030 г. Однако его преемник Юрий Борисов раскритиковал предложения Минэнерго из-за риска ухудшения экономического развития регионов, говорят три собеседника «Ведомостей». Он поручил создать рабочую группу из профильных министерств и до 1 марта представить подробный расчет о влиянии дифференцированных тарифов во всех регионах. Такое поручение получено, подтвердил представитель Минэнерго. Представители Минэкономразвития и ФАС не ответили на запросы «Ведомостей», представитель Борисова отказался от комментариев.

Борисов не выступил против дифференциации тарифа, он занял нейтральную позицию и поручил до конца февраля провести расчеты и проанализировать результаты введения этой инициативы, рассказал «Ведомостям» один из участников совещания: «Есть понимание необходимости ликвидировать механизм перекрестного субсидирования и необходимости его справедливого распределения». 

Сейчас крупные предприятия, присоединенные к магистральным сетям, не несут социальной нагрузки, связанной с перекрестным субсидированием, что создает им дополнительные преференции в сравнении с малым и средним бизнесом, говорит представитель «Россетей». Компания и Минэнерго предлагают распределить эту нагрузку за три года: 12,8 млрд руб. в 2020 г., 25,2 млрд руб. в 2021 г. и 36,8 млрд руб. в 2022 г. 

За счет распределения перекрестного субсидирования тариф на передачу электроэнергии на магистральных сетях увеличится примерно в 2 раза за три года, рассказал заместитель генерального директора по экономике «Россетей» Павел Гребцов. Учитывая, что тариф на передачу в цене электроэнергии для крупных потребителей сегодня составляет около 15%, ежегодный рост конечной цены электроэнергии для них в среднем не превысит порядка 10%, сказал он. При этом на распределительных сетях тариф на передачу снизится в среднем на 6%.

Против дифференциации неоднократно выступали крупные промышленные потребители, на которых и ляжет рост тарифа ФСК. Российский союз промышленников и предпринимателей просил правительство отложить введение инициативы и провести «анализ влияния перекрестного субсидирования на все субъекты электроэнергетической отрасли, включая потребителей». 

Дифференциации тарифов ФСК не несет никакого финансового эффекта для компании и сетевого комплекса в целом, поэтому ожидать ухудшения финрезультатов МРСК и ФСК не стоит, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. Эта инициатива не приближает, но и не удаляет решение проблемы перекрестного субсидирования, отмечает он. Если дифференциацию тарифов не утвердят, крупным промышленным потребителям удастся избежать очередного скачка тарифов, говорит Скляр.